№3 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ТЕОРИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ И ЯЗЫК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК И.Я. <...> Каплунович, С.М. Каплунович, В.Л. Ситников (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новгородский филиал); email: ikapl@mail.ru) Авторыобосновывают неэффективность и даже пагубность исполь зования в психологопедагогических науках бытового (житейского) языка и терминологии. <...> Отрицается дифференциация наук на точные и неточ ные. <...> Показано, что в своей научности и строгости психологопедагоги ческиедисциплины немногим уступают математикеи физике. <...> Предла гается посредством построения жесткого алфавита понятий и изъяснения на адекватном терминологическом уровне поднять авторитет и престиж психологопедагогических дисциплин. <...> Ключевые слова: терминологический уровень, точные науки, алфавит понятий, житейские и научные понятия. <...> Дискуссию о научности педагогики и психологии приписы вают К.Д. Ушинскому. <...> А внутренние причины непроизвольно порождают сами предста вители этих наук, постоянно “опускаясь” в своих обсуждениях с научного на бытовой язык, понятия, терминологию, тем самым действуя подобно той унтерофицерше, которая сама себя высек ла. <...> Отчасти использованиев психологопедагогических науках бытовой, а ненаучной лексики было порождено ещечетыревека назад Я.А. Коменским, а точнее, его дидактическим принципом 3 доступности. <...> Четкость мате матиков легко объяснима наличием своего лексикона и жестки ми дефинициями всех основных понятий. <...> Безусловно, термин всегда точнее выражает понятие, чем его житейский ана лог или бытовая интерпретация. <...> Например, понятие “экстерио ризации знаний” и чаще используемый синоним (?) “применение знаний на практике” далеко не тождественны по смыслу и содер жанию [1: 84]. <...> Ииспользованиепоследнего порождает нестрогий научный анализ, а “правдоподобныерассуждения” (по термино логии Д. <...> Использованиебытовых синонимов <...>