А.Ю. Демшина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МОДЫ* В конце XVIII и на рубеже XIX–XX вв. появились теории моды, в которых были раскрыты ее закономерности и связи с другими явлениями. <...> До этого представления о моде в науке формировались лишь в системе и на фоне других теорий и феноменов. <...> Английский философ конца XVII – начала XVIII в. <...> Энтони Эшли Купер лорд Шефтсбери обратил внимание на деспотическую власть, которую «правильная мода» приобретает над людьми, на то, как искажает она порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей. <...> Но Шефтсбери признавал и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому «природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе». <...> дал свое определение феномену диктата моды: «Закон – это стремление казаться не менее значительным, чем другие, и именно в этом, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой. <...> Моду в равной степени можно отнести и к “рубрике тщеславия”, и к “рубрике глупости”, так как при этом имеется некоторое принуждение – поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие. <...> Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни». <...> Г. Гегель в «Феноменологии духа» рассматривает положительную роль моды как сред* Демшина А.Ю. <...> Мода в контексте визуальной культуры: Вторая половина ХХ – начало XXI в. <...> – Режим доступа: http://flibusta.net/b/319855/read 184 Теоретические основания изучения моды ства коммуникации, формирования привлекательности одного человека для другого, привязанностей, симпатий. <...> Эта ориентированность моды на личность, на межличностные отношения становится доминантой в существовании и осмыслении этого явления. <...> Рейнгард в своей работе «Социальное и экономическое значение моды» дает характеристику моды: «Мода открывается личностью и для личности, в которой ярко выражена индивидуальность <...>