Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
История России. Серия аналитических обзоров и сборников  / №1 2013

МОНАРХ – ЛИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА XVIII–XX вв. (260,00 руб.)

0   0
Страниц5
ID473185
АннотацияИ.Ф. Худушина (1) анализирует самосознание русского дворянства с конца XVIII до первой трети XIX в. Времени, когда, по словам автора, самодержавная власть была стабильна, а общественное сознание (прежде всего представителей дворянства) менялось. Изменения в представлениях дворян о власти, о самих себе, о своей роли в обществе и об отношениях с властью были вызваны политическими, идеологическими и культурными влияниями Западной Европы. В России – это время кризиса религиозного миросозерцания и становления нового мировоззрения
МОНАРХ – ЛИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА XVIII–XX вв. // История России. Серия аналитических обзоров и сборников .— 2013 .— №1 .— С. 159-163 .— URL: https://rucont.ru/efd/473185 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Самосознание русского дворянства, конец XVIII – первая треть XIX в. <...> Самодержец и Россия: Образ царя в массовом сознании россиян, конец XIX – начало XX в. <...> И.Ф. Худушина (1) анализирует самосознание русского дворянства с конца XVIII до первой трети XIX в. <...> Времени, когда, по словам автора, самодержавная власть была стабильна, а общественное сознание (прежде всего представителей дворянства) менялось. <...> Изменения в представлениях дворян о власти, о самих себе, о своей роли в обществе и об отношениях с властью были вызваны политическими, идеологическими и культурными влияниями Западной Европы. <...> В России – это время кризиса религиозного миросозерцания и становления нового мировоззрения. <...> Автор подчеркивает, что традиционно российская верховная власть воспринималась как светская и как сакральная. <...> «Самодержавие в России – это не только царьпомазанник, не только верховная власть и правительство, проводившее определенную политику, – это прежде всего еще и самодержавная идея [курсив автора. <...> – Прим. реф.] как сущностное выражение царственного священного бытия и как некая абсолютная данность, имманентная русскому сознанию, вне которой общество себя не мыслило, очевидно, вплоть до середины 30-х годов XIX в. <...> 159 МОНАРХЛИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ: (если не более), но именно с этих пор в мучительном напряжении начиная ее преодолевать» (1, с. <...> Но несмотря на подобные представления о самодержавии, на определенном этапе развития общества дворянство стало стремиться ограничить власть монарха и обозначить свои права. <...> Реальную оппозицию самодержавию составляла именно аристократия, высший слой дворянства, те, кто составлял ближайшее окружение монарха, пишет И.Ф. Худушина. <...> Ярким проявлением политической активности дворянства стала оппозиция 1730 г. под предводительством Дмитрия Голицына, когда родовая аристократия попыталась ограничить самодержавие и отстоять свои гражданские права – право безопасности и право частной собственности. <...>