Грозные и Великие: Польская историческая мысль XIX и XX веков и российская деспотия. <...> Статья профессора Ягеллонского университета в Кракове д-ра К. Хойницкой <...> (1), написанная на основе опубликованных официальных документов, писем и разноязычной историографии, посвящена значению царского титула в московской политической доктрине времен Ивана Грозного. <...> Так, например, правители польских и литовских земель из династии Ягеллонов были про54 ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО тив принятия московскими князьями царского титула. <...> С этой точки зрения принятие Иваном IV титула царя вызвало непонимание Запада. <...> Царский титул считался тогда русским аналогом титула «император», а также «указывал на особые культурные связи» (там же). <...> В историографической традиции принято отмечать, что государственная доктрина Московского царства опиралась на теорию монаха Филофея первой половины XVI в. <...> Кроме того, ее суть не соответствовала политике московских правителей. <...> Безусловно, теория «Третьего Рима» отвечала восточной политике Российской империи в XIX в. и поэтому в то время ее стали признавать официальной государственной доктриной. <...> Тем не менее ни письма Ивана IV, ни дипломатическая корреспонденция, ни официальные документы московских правителей не содержат информацию о том, что царский титул взят из легенды Филофея. <...> В русских источниках времен Ивана IV часто встречаются ссылки на «Рассказ о потомках Августа и дарах Мономаха», в котором содержится генеалогия Рюриковичей, берущая начало от римского императора Октавиана Августа. <...> Легенда гласит, что император Август в 55 5457 г. посадил своего родственника Пруса на престол в г. Марборк (Морборок), что на берегах Вислы. <...> От Рюрика происходили и князь Владимир, крестивший Русь, и Владимир Мономах. <...> В числе других даров византийского императора упоминается кубок, принадлежавший когда-то римскому императору. <...> Главным аргументом принятия московским правителем царского титула во времена <...>