В.А. Лекторский ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА∗ Идея толерантности на первый взгляд проста. <...> Однако она допускает разное понимание и, соответственно, разные следствия. <...> Она связана с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его возможностей, идентичности и т.д. <...> Энергия злобы и ненависти ко всякого рода инакомыслию и непохожести: исповедыванию иной религии, приверженности другой системе ценностей – сегодня вырвалась наружу. <...> Нетерпимость провоцирует локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств, создает толпы беженцев. <...> В нашей стране нетерпимость приобрела чудовищную силу. <...> СМИ, с которыми мы связывали становление демократического общества в нашей стране, которые воспринимались как незаменимое средство организации общественной дискуссии, руководствующейся общечеловеческими ценностями, а не групповыми пристрастиями, сегодня отстаивают интересы узких групп, обладающих капиталом или властью. <...> Эти группы нетерпимы друг к другу, ведут борьбу за уничтожение противника и за возможность монопольной манипуляции общественным сознанием. <...> Однако очевидно, что без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. <...> Терпимость – не просто отвлеченный философский идеал, а практиче∗ Лекторский В.А. <...> Если не культивировать терпимость, остается только взаимное уничтожение. <...> Культивирование толерантности предполагает укорененность в обществе ряда установок, относящихся к пониманию человека и познания. <...> Это установка на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость силового навязывания каких бы то ни было идей. <...> Толерантность предполагает также понимание относительности многих наших убеждений и идей, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно <...>