В.В. Бычков ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ CREDO КАНДИНСКОГО* Основоположником собственно абстрактного, или «беспредметного», искусства и его главным теоретиком по праву считается русский живописец Василий Кандинский. <...> С конца XIX в. он практически постоянно работал в Германии, стоял у истоков экспрессионизма, его альманах «Синий всадник» объединил вокруг себя многих экспрессионистов. <...> В своем творчестве художник пошел значительно дальше своих немецких коллег по пути «раскрепощения» цвета и формы от диктата «литературщины», т.е. по пути создания чисто живописных симфоний, в которых вся художественная нагрузка лежит только на цвете и на абстрактной, точнее, неизоморфной форме. <...> Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий. <...> В этих работах Кандинский пытался осознать смысл искусства, своего в том числе, и передать это понимание зрителям своих картин, которые как крайне новаторские для того времени, естественно, вызывали неоднозначные оценки. <...> Эта цель до сих пор остается крайне актуальной в культуре, а значимость многих суждений русского живописца сегодня, пожалуй, еще более существенна, чем в начале прошлого века. <...> XIX век представлялся ему одной из тех эпох, которые отреклись от Духа, утратили способность его чувствовать. <...> В новом же веке он ощутил наступление «эпохи Великой Духовности», которая требовала адекватного ей искусства. <...> Отсюда осознание Кандинским высочайшей роли искусства и художника в этот значительный период в истории культуры. <...> Он – пророк и ясновидец, наделенный высшим знанием пути. <...> Весь окружающий человека мир предстал перед его обостренным духовным взором звучащим космосом духовности, бесконечной симфонией Духа. <...> В любом предмете Универсума душа художника ощущала глубинную жизнь, улавливала «внутреннее звучание», отличное от звучания всех остальных предметов и не стоящее <...>