ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 83 УДК 621.33.004.68.001.2 Возможность улучшения энергетических показателей электропоездов за счет модернизации схем силовых цепей В. Д. Тулупов, А. А. Бриедис* Рассмотрена проблема энергетической эффективности электропоездов постоянного тока. <...> Большая часть эксплуатируемых электропоездов оборудованы системой привода с плохими энергетическим показателями, но с запасом по возможному сроку службы, поэтому актуальна проблема их модернизации. <...> Проанализированы возможные способы модернизации и их экономическая целесообразность. <...> Описаны варианты решения путем замены тяговых машин на асинхронные с инвертором напряжения и с помощью модернизации схем управления двигателями постоянного тока. <...> Показано, что асинхронный тяговый привод — это не только новое электрооборудование, а полностью новая идеология конструктивных решений от токоприемника до экипажной части. <...> Сделан вывод, что тяге средних мощностей и средних скоростей привод переменного тока не обязателен и зачастую и убыточен. <...> Приведено сравнение надежности приводов, основывающееся на статистике эксплуатации, представленной в Сертификате аккредитации фирмы «Хитачи». <...> В данном случае привод на основании асинхронного двигателя и инвертора напряжения не будет обладать преимуществами по надежности и стоимости, поэтому предложено модернизировать силовую схему управления двигателем постоянного тока заменой контакторного оборудования бесконтактным. <...> Это требует гораздо меньших капиталовложений, но при этом появляется возможность оснащения электропоездов сложной, но эффективной системой контроля работоспособности, диагностики и защиты электрических цепей, что существенно повысит надежность и ремонтопригодность. <...> Необходимая для этого эффективная система тягового электропривода разработана и опробована в эксплуатации. <...> Она может быть смонтирована на моторных вагонах без больших затрат и даст существенное повышение <...>