№ 4 И.В. Моклецова К ВОПРОСУ О ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: Н.В. ГОГОЛЬ И А.Н. МУРАВЬЕВ В статье впервые проведена параллель между религиозной прозой Гоголя и Муравьева, представлена эволюция отношения Гоголя к творчеству знаменитого паломника и просветителя, сопоставлены дореволюционная, советская и постсоветская рецепции духовных сочинений обоих писателей и поставлен вопрос о недостаточном внимании современной гуманитарной педагогики к этому литературному наследию. <...> Статья поднимает очень важную проблему соотношения религиозного и художественного в культуре, раскрывает новый ракурс творческих взаимосвязей в литературе XIX в. <...> Muraviev’s Christian prose as essential contribution into the Russian tradition of religious education. <...> Muraviev, shows how Gogol’s perception of Muraviev changed in time, refers to pre-revolutionary, communist and post-communist reactions to their religious writings and emphasizes the importance of their heritage for modern education. <...> Стремление российского общества к выявлению духовно-нравственных доминант, на базе которых можно формировать духовные ценности подрастающего поколения, продуцирует изучение накопленного в культуре багажа в этом плане, привлекая ранее замалчиваемые или сознательно искаженные пласты культуры. <...> Моклецова Ирина Васильевна – канд. культурологии, доц. кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> : 8-905-709-36-67, e-mail: irvasmok@mail.ru 70 Традиция воспитания с помощью текста, книги восходит к временам принятия Русью христианства. <...> Древнерусские книжники раскрывали перед своими читателями высоты Духа, сознательно умаляя свои заслуги в знак смирения перед Логосом – “Божественным Глаголом”. <...> В просветительскую и сентиментально-романтическую эпохи тема воспитания в образованном русском обществе интересовала многих авторов, но ее трактовка у некоторых из них строилась на основаниях, порой прямо противопоставленных христианству (вольтерьянцы, энциклопедисты, мартинисты, руссоисты <...>