Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №3 2015

В.Г. БЕЛИНСКИЙ И СЕРВАНТЕС: ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АКСИОЛОГИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКурилов
Страниц11
ID469807
АннотацияВ статье рассматриваются высказывания В.Г. Белинского о творчестве Сервантеса, анализируется сущность сервантесовского критерия в аксиологии русского критика.
Курилов, А.С. В.Г. БЕЛИНСКИЙ И СЕРВАНТЕС: ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АКСИОЛОГИИ / А.С. Курилов // Литературоведческий журнал .— 2015 .— №3 .— С. 111-121 .— URL: https://rucont.ru/efd/469807 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Г. Белинский и Сервантес: Из истории отечественной аксиологии 111 А.С. Курилов В.Г. БЕЛИНСКИЙ И СЕРВАНТЕС: ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АКСИОЛОГИИ Аннотация В статье рассматриваются высказывания В.Г. Белинского о творчестве Сервантеса, анализируется сущность сервантесовского критерия в аксиологии русского критика. <...> В системе оценок достоинств и недостатков литературнохудожественных произведений самыми наглядными и доходчивыми являются именные критерии, когда творческие достижения одних писателей становятся своего рода мерилом ценностей, созданного другими1. <...> С этой целью обращается он и к творчеству Сервантеса. <...> Впервые имя великого испанца встречается у Белинского в 1835 г. в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя», где критик выступает с теорией двух противоположных друг другу «способов», которыми поэзия «объемлет и воспроизводит явления жизни», в результате чего она разделилась «на идеальную и реальную» (1, 141). <...> «Правда, – замечает Белинский, – этот роман был рыцарский, мечтательный, смесь бывалого с небывалым, возможного с невозможным, но уже и не поэма, и в нем зрели семена настоящего романа. <...> Наконец, – заключает он, – в XVI веке совершилась окончательная реформа в искусстве: Сервантес убил своим несравненным Дон Кихотом ложно-идеальное направление поэзии, а Шекспир навсегда помирил и сочетал ее с действительною жизнию» (1, 144). <...> Обращаясь к Сервантесу как писателю, творчество которого стало вехой в художественном развитии человечества, Белинский обозначает и критерий «настоящего романа» – отражение реальной, а не «ложно-идеальной» жизни. <...> В июне 1838 г., приветствуя выход у нас нового издания «Дон Кихота», Белинский этот критерий распространяет уже на все искусство. <...> «“Дон Кихотом”, – скажет он, – началась новая эра искусства, нашего, новейшего искусства» (2, 305). <...> В августе 1839 г., подчеркнув еще раз, что «наше новейшее искусство, начатое Шекспиром и Сервантесом, не есть ни классическое <...>