Воображение и фантазия как категории английской поэтики XIX в. <...> 83 Т.Н. Красавченко ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ КАК КАТЕГОРИИ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭТИКИ XIX в. <...> Аннотация В статье рассмотрено как воображение и фантазия, практически синонимичные в английской поэтике XVII–XVIII вв. категории, в XIX в. утрачивают «равенство»; воображение становится центральным эстетико-философским понятием английского романтизма, в которое каждый крупный поэт (У. <...> В эстетике английского романтизма воображение (imagination), одна из эстетических категорий английской поэтики XVI– XVIII вв.*, становится центральным эстетико-философским понятием. <...> Более того, теория воображения приравнивается к теории поэзии вообще. <...> Такое внимание к воображению было продиктовано стремлением романтиков, прежде всего старшего поколения, * Cм. статью «Воображение и фантазия в английской поэтике» // Европейская поэтика от Античности до эпохи Просвещения. <...> Wordsworth, 84 Т.Н. Красавченко противопоставить его излишней рассудочности, свойственной рационалистам XVIII в., и фантазии (т.е. отходу от реальности, сказке, древней мифологии). <...> Вы, безусловно, заблуждаетесь, когда говорите, будто видения фантазии нельзя найти в этом мире. <...> Для меня мир представляет собой одно бесконечное видение Фантазии или Воображения, и мне приятно, когда я слышу об этом. <...> Разве не потому, что все они обращены к Воображению, иными словами, к духовному чувствованию и лишь опосредованно – к логике и разуму? <...> Большинство людей, по словам Блейка, «за Воображение, или духовное чувствование»2. <...> Просмотрев их сейчас, я обнаружил, что они в точности Воображение и фантазия как категории английской поэтики XIX в. <...> На исходе просветительского века он наблюдает возрастающую механистичность сознания современного ему общества (он называет его Вавилоном), засилье плоского рационализма и утилитаризма, вытесняющего Поэтический Гений, Воображение, высшую творческую способность Человека, его духовную и нравственную энергию <...>