Каневский, канд. полит. наук, доц. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЛОББИЗМА: ТИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В статье рассматриваются особенности эволюции и функционирования национальных моделей лоббизма в мире. <...> Проанализированные модели демонстрируют, что становление и регулирование института лоббизма зависят от сложившихся в обществе традиций политических отношений. <...> Хотя международный опыт внедрения регулирующих норм лоббизма показывает, что этот процесс сопряжен с рядом трудностей, он является необходимым для большей прозрачности принятия решений и должен быть более внимательно изучен в России. <...> Ключевые слова: лоббизм, модели лоббизма, группы интересов, клиентелизм, коррупция, корпоративизм, плюрализм, социальное представительство, регулирование лоббизма, реестры лоббистов, этика лоббизма, политические традиции, политическая культура. <...> Current article analyzes particularities of lobbying models’ evolution and functioning in the world. <...> Analyzed models show that development and regulation of the institution of lobbying depend on traditions of political relations. <...> Although international experience of incorporating the lobbying regulation norms is accompanied by difficulties, it is essential for more transparency of policy making and must be closely examined in Russia. <...> Key words: lobbying, models of lobbying, interest groups, clientelism, corruption, corporatism, pluralism, social representation, lobbying regulation, registers of lobbyists, ethics of lobbying, political traditions, political culture. <...> Лоббизм представляет собой один из самых сложных и неоднозначных феноменов политической сферы. <...> Однако когда мы говорим о таком противоречивом понятии, как лоббизм, то выдвигать ∗ Каневский Павел Сергеевич, e-mail: baggio-18@yandex.ru 121 гипотезы проще, чем искать ответы. <...> К странам, которым присущ именно неформальный тип лоббистских отношений, относится и Россия. <...> Без понимания интереса субъекта-лоббиста и субъекта (объекта), на которого оказывается давление, невозможно понять суть лоббизма как процесса, даже если он законодательно регламентируется. <...> Для того чтобы внести определенную ясность <...>