УДК 94 Маципуло Анастасия Сергеевна аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры, заведующий сектором документооборота отдела реставрации ГБУК города Москва. <...> А.С. Пушкина aisha-b@mail.ru ТВОРЧЕСТВО КРЕПОСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ Аннотация. <...> В статье рассматривается тема творчества крепостных художников в культурном пространстве дворянской усадьбы. <...> Анализируются причины появления крепостных живописцев и особенности их творческого потенциала. <...> Характеризуются взаимоотношения крепостных живописцев и их владельцев. <...> Делаются выводы о влиянии творчества крепостных художников на развитие русской культуры. <...> Т ворчество крепостных художников занимало особое место в структуре усадебной культуры. <...> Для понимания значения крепостных художников в культуре России необходимо изучить их роль в пространстве дворянской усадьбы, проанализировать деятельность крепостных живописцев, выявить особенности их творчества. <...> Итак, для осознания причин, обусловивших появление крепостных художников, не обойтись без обращения к традициям представителей элитарной культуры. <...> Известно, что в XVIII веке появляется мода на просвещенность и европейские манеры. <...> С развитием «изысканного вкуса» у помещиков стала проявляться страсть к украшению своего быта, появилась потребность в народных умельцах. <...> Провинциальная усадьба, как социально-культурный объект, является результатом единства способа мышления владельца и творческого процесса исполнителей [4]. <...> Талантливые умельцы и мастера из крепостных стали инструментом для воплощения идей и индивидуальности дворян. <...> Разбивка парков, перестройка имений, дизайн помещений, декорирование спектаклей, живопись различных направлений – все это стало сферой деятельности крепостных художников. <...> Можно сказать, что дворянская усадьба, в целом, представляла собой произведение искусства <...>