Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Русский язык в национальной школе  / №4 2014

Филологическое образование и текст (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКудрявцева Татьяна
Страниц6
ID465238
АннотацияШкольное филологическое образование обычно трактуется как обучение языку /или языкам/ и литературе, причём на практике обучение разобщённое, плохо скоординированное. Насколько правомерно такое понимание и такой подход к преподаванию этих школьных предметов сегодня? Вопрос этот не случаен
Кудрявцева, Т. Филологическое образование и текст / Т. Кудрявцева // Русский язык в национальной школе .— 2014 .— №4 .— С. 19-24 .— URL: https://rucont.ru/efd/465238 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филологическое образование и текст языкам/ и литературе, причём на практике обучение разобщённое, пло хо скоординированное. <...> Насколько правомерно такое понимание и такой подход к преподаванию этих школь ных предметов сегодня? <...> На неудовлетворительное состояние филологического образова ния молодого поколения указывал академик Н.М. Шанский, объясняя его серьёзными просчётами в методи ке преподавания и самих курсах рус ского языка и литературы, оставляю щих учащихся почти в полном неведе нии в области лингвистики и литературоведения. <...> Ш Мы попытаемся разобраться в самом понятии «филологическое образова ние» и определить в нём роль текста. <...> Если согласиться с одним из много численных определений филологии как искусства понимать сказанное и написанное, становится очевидным, что ядром филологического образова ния является обучение осмыслению текста. <...> Напомним, что у начал евро пейской филологии стояло школьное кольное филологическое об разование обычно трактует ся как обучение языку /или комментирование Гомера. <...> С этой по зиции чтение определяется как про цесс извлечения смысла из текста. <...> Однако смысл — понятие скорее зкстралингвистическое (он не сводит ся и не может быть сведён к конкрет ным единицам языка). <...> Именно по этому один и тот же текст разными чи тателями понимается поразному. <...> Степень понимания смысла текста при чтении зависит, вопервых, от уровня лингвистичсекой компетен ции читающего (знания языковых единиц, их форм и значений, правил и закономерностей, их сочетания друг с другом), вовторых, от уровня его кругозора, системы представлений и знаний о мире и, втретьих, от уров ня когнитивной компетенции (мысли тельной деятельности человека в про цессе чтения). <...> В.П. Зинченко вообще трактует понимание как «когнитив ный процесс постижения содержания, смысла», отмечая при этом, что «этот процесс может быть успешным и безу спешным, самостоятельным <...>