Профессиональное социальнопедагогическое образование Социальному педагогупрактику и политику «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий» Русские мыслители о психологической безопасности детей «Implementation of educational idea within many centuries» Russian thinkers of the psychological safety of children Сергей ХИЖНЯКОВ (Sergey Hizhnyakov), историк, публи цист, старший научный со трудник Инсти тута изучения детства, семьи и воспитания РАО В предыдущих выпусках журнала мы начали публикацию проекта, посвящённого высказываниям великих людей, мыслителей и педагогов о проблемах семьи, воспитания, отношения детей и взрослых в семье, в школе, в социуме. <...> * * * Ключевые слова: раннее и позднее воспитание, развитие ума и воли, организа ция самовоспитания, серьёзный взгляд на жизнь. <...> Социальность воспитания 58 «Предметы воспитания… суть главные подпоры общего государственного благо состояния. <...> Воспитание, просвещая ра зум человека различными другими по знаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководству ет в жизни добродетельной и наполня ет, наконец, человека такими понятия ми, которые ему в общежитии необхо димо нужны. <...> Из сего следует, что семе на таковых нужных и полезных знаний сеять ещё должно с малолетства в серд цах отроческих, дабы они в юношеских летах возрастали, а в мужских, созрев ши, обществу плод приносили» (121). <...> «Дети должны некогда составлять общество и быть его членами. <...> Как бы славно и могу щественно ни казалось государство, но если утверждением ему не служит доброе воспитание, то падёт оно и блеск славы его исчезнет. <...> «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий» «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребёнке ясного понима ния вещей окружающего мира и пре имущественно общественного, т. е. того, в котором ему со временем при дётся действовать» (123). <...> «Дело воспитания вовсе не есть лич ный только счёт между нами <...>