№ 1 А.Ю. Гашенко ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В статье рассматриваются особенности использования концепции глобального гражданского общества в качестве элемента политического дискурса. <...> На этом примере анализируются различия между нормативной политической теорией и идеологическим конструированием политической реальности. <...> На основе анализа публикаций представителей идеологических течений левого антиглобализма и коммунитаризма делается вывод о том, что в разных идеологических дискурсах понятие глобального гражданского общества оценивается по-разному и имеет разное содержание. <...> Исходя их этого проводится различие между нормативной политической теорией и идеологией. <...> За последние 20 лет концепция глобального гражданского общества приобрела немалую популярность в академическом сообществе, а также в дискурсе средств массовой информации и активистов социальных движений. <...> Является ли она отражением определенного аспекта реальности, возникшего на фоне ускорения процессов глобализации, или речь идет о нормативной модели, отражающей представления о сфере должного? <...> Можно ли описать глобальное гражданское общество как сферу деятельности негосударственных объединений во всем мире или нужно говорить только о транснациональных общественных движениях и неправительственных организациях? <...> Или глобальное гражданское общество — это идеал, воплощающий представления о лучшем мире, созданном в результате успешно осуществленной 52 стратегии альтернативной глобализации (глобализации снизу в противовес «неолиберальной глобализации транснациональных корпораций»)? <...> Между тем развитие концепции глобального гражданского общества предоставляет хорошую возможность понять и наглядно продемонстрировать, где проходят границы между эмпирической политической теорией, нормативной политической философией и идеологией. <...> Эта проблема давно привлекает внимание специалистов <...>