КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК – СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ М.А. <...> Негашева, А.С. Манукян МГУ имени М.В.Ломоносовa, биологический факультет, кафедра антропологии, Москва Работа посвящена поиску связей между показателями морфофизиологической и психологической адаптации у современной студенческой молодежи. <...> Программа морфофизиологического исследования включала измерение более 20 показателей телосложения, оценку компонентов состава тела с помощью биоимпедансного анализатора «Медасс АВС-01», определение функциональных характеристик сердечно-сосудистой системы и уровня кортизола в образцах слюны. <...> Уровень морфофизиологической адаптации оценивался по методу Баевского. <...> Показатели ситуативной и базовой тревожности оценивались по методике Спилбергера в модификации Ханина. <...> Для определения особенностей темперамента (экстра/интроверсия и нейротизм) применялся тест Айзенка. <...> Для большинства девушек (54%) и 42% юношей характерна удовлетворительная морфофизиологическая адаптация (1-й «уровень здоровья»). <...> В группу с функциональным напряжением (2-й «уровень здоровья») вошли 35% девушек и 33% юношей. <...> Неудовлетворительная адаптация в 3 раза чаще встречается у юношей (20%) по сравнению с девушками (6%). <...> Возможно, причины ухудшения адаптационных возможностей у юношей заключаются в большей сенситивности мужчин к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и стрессовым факторам. <...> Показано, что среди девушек встречается в 1,5 раза больше (p<0,01) представителей с напряжением общей психологической адаптации, по сравнению с юношами (56% и 34% соответственно). <...> Это, по всей вероятности, обусловлено большей эмоциональностью и более высокой ответственностью девушек, как на протяжении всего учебного семестра, так и в зачетно-экзаменационный период, когда проходило обследование студентов. <...> Для изучения связей между показателями морфофизиологической <...>