Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Нева  / №11 2015

ДОСТОЕВСКИЙ — ФУТУРОЛОГ? (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАмусин Марк
Страниц12
ID450985
АннотацияМарк Фомич Амусин — литературовед, критик. Родился в 1948 году. Докторскую диссертацию по русской филологии защитил в Иерусалимском университете. Автор книг «Братья Стругацкие. Очерк творчества» (1996), «Город, обрамленный словом» (2003), «Зеркала и зазеркалья» (2008), «Алхимия повседневности» (2010). Статьи публиковались в журналах «Время искать», «Звезда», «Нева», «Знамя», «Вопросы литературы», «Новый мир». Живет в Израиле.
Амусин, М. ДОСТОЕВСКИЙ — ФУТУРОЛОГ? / М. Амусин // Нева .— 2015 .— №11 .— С. 180-191 .— URL: https://rucont.ru/efd/450985 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ КНИГОВИК Год литера туры Марк АМУСИН ДОСТОЕВСКИЙ — ФУТУРОЛОГ? <...> Никто, пожалуй, не будет спорить с тем, что Достоевский — самый востребованный сегодня из писателейклассиков, и не только русских. <...> ) Достоевский кожей и душой ощущал катастрофичность времени — своего вре мени и исторического времени вообще, его движения. <...> НЕВА 11’2015 Петербургский книговик / 181 Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно перечесть его «Дневник писа теля» 70х годов. <...> В записях, рассуждениях, оценках писателя мы ощутим напря женный интерес к текущей политической повестке дня — и к тому, какие всходы могут дать завтра брошенные в жизненную почву семена. <...> » В этой обидноточной формуле — указание и на непрочность итальянской интеграции (и сейчас Северная лига стре мится обособиться от остальных частей страны), и на перманентную финансовую НЕВА 11’2015 182 / Петербургский книговик шаткость государства, а также косвенное предвидение грядущего итальянского фа шизма как реакции на второстепенность и провинциальность… <...> Но какова прозорливость, каково понимание того, что мир становится ареной жестокой борьбы между буржуазией и неимущим «четвер тым сословием»! <...> Тут дело, ко нечно, не только в особой прозорливости гениального писателя. <...> Версилов, отталкиваясь от картины Клода Лоррена «Атис и Галатея», символизирующей в его глазах мечту о Золотом веке, дает эскиз коллективного сознания и образа жизни человечества, оконча тельно оставившего «идею Бога», оставшегося наедине с самим собой. <...> Но самым драматичным и, наверное, «аутентичным» прогнозом Достоевского относительно судеб мира является, конечно, «Легенда о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». <...> Устами Великого инквизитора он чрезвычайно ясно формулирует противоречия и «изъяны» этой доктрины: обращенность ис ключительно к свободной воле и альтруизму человека, нежелание опираться на рациональные, логические и психологические <...>