При математическом моделировании процессов теплообмена используют численные, точные и приближенные аналитические методы. <...> Современные численные методы не вполне пригодны для применения
в инженерной практике в силу сложности и неуниверсальности используемых алгоритмов и программ. <...>
Точные аналитические методы эффективны при решении только линейных дифференциальных уравнений. <...> Приближенные методы, разрабатываемые для решения определенного класса задач, при исследовании ряда проблем неприемлемы. <...> Поэтому совершенствование методов моделирования теплообмена,
их комбинирование с привлечением математического аппарата смежных дисциплин и разработка новых
методов, сопряженных с современными прикладными вычислительными комплексами и симуляторами,
являются актуальными задачами. <...> В технологии судостроения для моделирования используются матема-
тический аппарат теории автоматического управления и прикладные компьютерные программы (Matrix,
Simulink, VisSim и др.) <...> . При составлении уравнений движения тепловых объектов применяемые методы в
целом достоверно отражают физику процессов, однако не учитывают появляющиеся в переходных режимах нелинейности. <...> Совместное использование метода переменных состояния (МПС) и вычислительных
комплексов (в частности, VisSim) позволяет нивелировать нелинейность уравнений движения и улучшить
качество процессов управления. <...> В работе на основе МПС получено матричное уравнение, которое включает математическое описание процессов теплообмена и условия однозначности. <...> Исследуется проблема
оценки численных свойств схемы дискретизации при моделировании теплопроводности МПС. <...> Предлагается методика преобразования обыкновенных дифференциальных уравнений к матричным уравнениям
переменных состояния. <...> С помощью уравнений переменных состояния и характеристических уравнений
определяется устойчивость решений схемы дискретизации. <...> На примере решения задачи нестационарной <...>