В современной системе образования в отношении к изуче нию проблем информации доминирует инструментальнотех нологический подход, а фундаментальные аспекты этих проб лем в большинстве случаев рассматриваются в качестве вто ростепенных. <...> А ведь именно они являются наиболее актуаль ными, так как крайне необходимы для обеспечения качествен ной подготовки не только научных кадров, но и специалистов самого различного профиля, а также для формирования новой информационной культуры общества. <...> Нам представляется, что причина здесь в том, что стратеги ческая важность изучения фундаментальных проблем инфор мации в системе образования еще недостаточно осознана меж дународным научнообразовательным сообществом, хотя ак туальность такого изучения не вызывает сомнений. <...> Ниже будет показано современное состояние и некоторые пути решения этой глобальной и стратегически важной проблемы. <...> Структура проблемы овладения информацией Известный российский ученый академик Н.Н. Моисеев в од ной из своих последних работ писал, что на стадии формирова ния информационной цивилизации человечеству предстоит ре шить две стратегические проблемы. <...> Первую из них он назвал проблемой овладения информацией,а вторую — проблемой обеспече ния доступности информации для всех членов общества. <...> Именно эти две проблемы и являются сегодня принципиально важными и имеющими стратегический статус для развития цивилизации. <...> В настоящее время усилия мирового сообщества сосредото чены на решении второй проблемы, которая уже осознана и включена в качестве приоритетной во многие национальные и международные проекты и программы. <...> Для коорди нации действий по реализации этой программы в ряде стран, в том числе и в России, созданы национальные комитеты, кото рые функционируют достаточно успешно. <...> Так, например, Рос 101 сийский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», который в 2011 г. отметил свое <...>