№ 7(140)
июль
2014
Выходит с 2002 года
АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС - издатель газеты
PDF версию читайте на www.muzklondike.ru
V ОТКРЫТЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ»
КОНКУРС, КОТОРЫЙ НЕСЕТ КРАСОТУ
В этом году в конкурсе выступили около 130 юных музыкантов
из самых разных регионов России, среди них – дети из Тульской,
Тамбовской, Саратовской, Владимирской и других областей, из
Ростова-на-Дону, Краснодарского и Пермского края, а также из
Украины – Луганской области. Поразительно, с каким энтузиазмом,
тщательностью к деталям, серьезностью из увлеченностью
подошли к исполнению конкурсной программы юные участники,
их педагоги и концертмейстеры. Старинная музыка предъявляет
исполнителям особые требования. Кстати, об этих деталях, особенностях
барочного исполнительства подробно говорилось на
мастер-классах, которые проводились в рамках конкурса мастерами
старинной музыки барочного консорта Tempo Restauro, во
главе с художественным руководителем, дирижером Марией
Максимчук. Они же и отрыли конкурс прекрасным концертом 18
июня, в котором прозвучали произведения И.-С.Баха,
Г.Перселла, Н.Порпоры, А.Вивальди, а солисты – контртенор
Сергей Власов, сопрано Ольга Луцив-Терновская и меццо-сопрано
Наталья Владимирская, - великолепно продемонстрировали,
как надо исполнять барочную музыку.
Конкурсные дни прошли в насыщенном режиме – 19 и 20 июня
на разных площадках выступали юные солисты-вокалисты, солисты-инструменталисты,
дуэты и ансамбли. Затем 21 июня юных
музыкантов ждала еще одна «Летняя академия барочной музыки»,
с участием педагогов Московской государственной консерватории
им.П.И.Чайковского и солистов барочного консорта «Tempo
Restauro», а также экскурсия по Музею-усадьбе Останкино.
Конкурс завершился 22 июня, в Театральном зале
Шереметевского Дворца в Музее-усадьбе Останкино, торжественным
вручением наград и Гала-концертом лауреатов.
Гран-при жюри единодушно присудило 11-летней скрипачке
из Калининграда (ДМШ им.Глиэра) Алисе Немцовой, покорившей
всех глубоким пониманием и верным прочтением идеи конкурса,
искренней увлеченностью старинной музыкой и чистым
звуком. Виртуозная 11-летняя Юлия Дрозд из Москвы (колледж
им.Гнесиных), занявшая сразу два первых места - в категории фортепиано
и в категории флейта - и вовсе стала сенсацией конкурса.
Такую технику, эмоциональное погружение в исполняемое произведение
и красоту извлекаемого звука и у взрослых музыкантов
не всегда услышишь на концертах. По словам Сергея Зайцева,
члена жюри, заслуженного артиста России, режиссера, педагога,
«Мы получили истинное удовольствие, слушая Юлю Дрозд...».
Еще одна особенность конкурса – награждение лучших концертмейстеров.
От имени Гильдии концертмейстеров лучшим из
них Генеральным директором российской Гильдии концертмейстеров
Ольгой Бер были вручены дипломы и сертификаты на участие
в Школе концертмейстерского мастерства.
К участникам обратилась с поздравлением и напутствием заместитель
Генерального директора Радио «Орфей» Надежда
Кузякова. Радио «Орфей» поддержало конкурс и подарками для
дипломантов. Также Фонд Национальных правообладателей
России, партнер конкурса, передал для награждения победителям
и дипломантам ценные подарки, сборники хрестоматий для музыкальных
учебных заведений.
Конкурс «Дети играют старинную музыку» завершился, участники
разъехались по домам, но хочется верить, что юные артисты,
принимавшие в нем участие, найдут свою дорогу и будут радовать
нас на лучших российских и мировых сценах.
Надежда Кузякова, заместитель Генерального директора
Российского государственного музыкального
радиоцентра «Орфей»:
-Сейчас много говорится о том, насколько агрессивно то звуковое
воздействие, которое окружает современного человека. Эта
ситуация характерна для всего мира, не только России. Жизнь
убыстряется, конкуренция становится более жесткой, и это не
может не сказаться на тех звуках, которые окружают современного
человека. Поэтому мне хочется оценить проведение конкурса
«Дети играют старинную музыку» именно с этой точки зрения: то,
что происходит на этом конкурсе, та великая гармония вечности, в
которую погружаются дети и слушатели, меняет звуковую среду, в
которой находится современный человек, в значительно более
хорошую, гармоничную сторону, и несет красоту, которая, как
известно, способна спасти мир. Эта истина до сих пор еще никем
не опровергнута. Мы очень рады, что конкурс прошел в пятый раз.
Пять лет - это уже юбилей. Понятно, что конкурс живет и будет
жить, и замечательно, что дети погрузились в атмосферу того времени,
когда эта прекрасная музыка создавалась. Мы также надеемся,
что после реставрации конкурс вернется сюда. И могу сказать
от имени Радио, что, может быть, и не одна трансляция пройдет
из уже отреставрированного Дворца. Сердечные вам поздравления
и пожелания успехов!
Ольга Сосновская, Председатель жюри в вокальной
номинации, заслуженная артистка России, народная
артистка Республики Коми, солистка Театра оперы и
балета Республики Коми:
-Очень приятно, что столько детей интересуется старинной
музыкой, и дети поют с удовольствием, видно, что им это нравится.
Мое пожелание к вокалистам - обратить внимание на произношение,
к сожалению, здесь очень много ошибок...Сейчас можно
зайти в интернет и послушать хороших певцов, исполнителей,
понять, как это поется. И обязательно соответствовать эпохе, не
использовать более современные переложения произведений композиторов
XVII – XVIII веков. Например, повторяется такая
ошибка: исполнение «Аве Мария» И.С.Баха в переложении
Ш.Гуно, а это неправильно. И по поводу сценического образа —
это очень важный момент. Артисту нужно создавать единый музыкальный
и сценический образ.
Ольга Бер, член жюри в инструментальной номинации,
Генеральный директор Гильдии концертмейстеров
России:
- По отношению к стилю, безусловно, пианист должен быть
образцом для солиста, особенно, если это ребенок. Когда мы, концертмейстеры,
работаем с детьми, пианист должен показывать
пример стилистической, штриховой, звуковой точности. А когда
это все среднестатистическое, сложно требовать от солиста-ребенка
разных красок, штрихов и характера... Поэтому у нас было
много претензий, к сожалению, именно к пианистам. Хотя это конкурс
старинной музыки, но стилистический разброс все-таки присутствует.
Тут и добарочная, и барочная музыка, и начало XIX века
– скажем, Моцарт, или Шуберт, - по времени они соответствуют
этому конкурсу, и все в порядке, но это совсем другой стиль. Это
уже ранняя романтика, другое дыхание, другая логика. И тембральная
окраска совсем другая. Это очень важно.
Вообще надо быть внимательным к подбору репертуара, это
неправильно, когда дети берут слишком сложную программу.
Но это вопрос к педагогам, чтобы они этим интересовались. И
пожелание — уже организаторам — в рамках такого конкурса
делать круглые столы и обсуждения с членами жюри, педагогами,
концертмейстерами каких-то общих моментов, что было бы
полезно для развития и конкурса, и детей, и педагогов.
И такое еще пожелание. Порой вроде бы все грамотно, аккуратно,
но нет творческой подачи, какой-то яркости. Ведь со сцены
идут утрированные вещи, то есть краски должны быть поданы
более ярко. Это, конечно, должны учитывать прежде всего педагоги,
и учить этому детей. Вообще замечательно, когда музыку поют
на ее родном языке, а вот когда, особенно старшие участники,
поют итальянские арии на русском, сие не есть хорошо.
Маленьким еще простительно, но старшие категории должны петь
на языке оригинала. Так сейчас везде принято. Если уж мы говорим
о стилистике исполнения, то язык — одна из важнейших ее
составляющих. Может, это даже нужно прописать в условиях конкурса
для старших категорий участников.
Ирина Зайцева, член жюри вокальной номинации,
лауреат международных конкурсов, певица, педагог:
-В этом году была достаточно разнообразная программа. Да,
«география» названий расширилась, и это радует. Но есть и такие
замечания. Мы заметили, что в младшей группе многие детки
работают руками, не как певцы, а как дирижеры. Это, конечно, им
мешает. Мешает в том, что им надо выразить свои чувства, а они
отвлекаются на движения, в результате идет зажим. Далее, мы
много говорили о выборе тональности для произведения. Почемуто
педагоги, как правило, хотят, чтобы дети спели пониже, те, которые
имеют голоса повыше. И сразу в произведении теряется очень
много – вся тембральная окраска: они не могут взять нижние ноты
так, как это надо, и создается ощущение, что голоса нет. А голос-то
есть, просто он работает совсем в другой тесситуре. То, что касается
старших групп — есть какие-то вещи, которые надо обязательно
знать, если ты поешь музыку этого времени. К примеру, много
пелось и Моцарта, и Генделя. Но это все очень разное. У Генделя
одни особенности, у Моцарта — другие. Например, нельзя петь
арии Моцарта без речитатива. Ни в коем случае. У нас это почемуто
позволяется...Еще одно замечание — надо внимательно относиться
к нотному материалу и слушать носителей языка. Многие
берут первый попавшийся материал, и работают с ним, а это абсолютно
неправильно. Ведь можно найти одну вещь в пяти редакциях,
и выбрать лучшую. Нет культуры работы с нотным материалом
у педагогов прежде всего. А это передается дальше ученикам.
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора и Анна ЛАЩЕНКО
Список дипломантов и лауреатов конкурса
см. на art-center.ru
Организаторы конкурса выражают искреннюю благодарность
партнерам и спонсорам:
Международному Благотворительному Фонду
«Орнамент», Дому-музею А.П.Чехова, Радио «Орфей»,
барочному консорту «Tempo Restauro», Гильдии пианистов-концертмейстеров,
Национальному Фонду поддержки
правообладателей, Ассоциации музыкальных психологов
и психотерапевтов, Лаборатории Упаковки смыслов,
сети музыкальных магазинов «Свет и Музыка».
Стр.1