Петров (Новосибирск) В условиях сложных системных трансформаций общества перед российскими университетами возникают новые трудности, связанные с необходимостью организационной перестройки для интеграции в мировое научно-образовательное сообщество. <...> Отношения между университетом и средой, в которой он существует, характеризуются растущей асимметрией между запросами этой среды и способностью университета отвечать на них. <...> Под действием растущих и пересекающихся запросов университетам приходится менять учебные планы и преподавательский состав, а также модернизировать материальную базу и оборудование: в условиях постиндустриального общества от университетов требуются не только трансфер технологий и трансляция знания, но и собственно производство передового научного знания. <...> В таких условиях традиционные подходы к организации и практике университетского образования уже не позволяют адекватно реагировать на постоянно меняющиеся запросы социума. <...> Как следствие, существенно снижается конкурентоспособность отечественных университетов на глобальном научно-образовательном рынке: в системе мировых рейтингов позиции российских университетов далеки от желаемых. <...> Проведенный в данной работе анализ развития американских университетов, занимающих верхние строчки мировых рейтингов, позволил выделить ключевые факторы, которые коренным образом повлияли на успех производства научного знания, его трансляцию и коммерциализацию в эпоху сложных социокультурных трансформаций. <...> На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что российскому университету, ориентированному на повышение собственной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и, как следствие, вхождение в мировые рейтинги, требуется бо̀льшая степень автономности и тесное взаимодействие с Академией наук, поскольку изначально системы производства фундаментального знания в России <...>