73 Особенности использования образовательных технологий и организации обучения на базе юридических клиник1 Е.С. Шугрина, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного университета им. <...> О.Е. Кутафина Россия, Москва eshugrina@yandex.ru Любая образовательная технология представляет собой совокупность различных методов, приемов преподавания. <...> Встречаются монологовые, диалоговые, интерактивные методы; объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод. <...> В статье дается общая характеристика методов, используемых в юридических клиниках, отмечается, что занятия в юридической клинике не должны быть основаны на постоянном игровом процессе, преподаватель не должен гоняться за количеством используемых методов, но выбор метода должен быть разумным и оптимальным для конкретной ситуации. <...> При организации образовательного процесса в юридической клинике ни в коем случае нельзя допускать противопоставления традиционных и интерактивных методов. <...> Они имеют разные цели, разные формы и содержание, направлены на достижение разного образовательного результата. <...> В юридической клинике рекомендуется использовать не столько традиционные методы преподавания, сколько интерактивные методы, основанные на ином характере взаимодействия студентов и преподавателя. <...> Именно интерактивные методы более эффективны для приобретения студентами профессиональных, общекультурных компетенций, предполагающих демонстрацию умений. <...> Кроме того, рассматриваются особенности организации обучения в юридических клиниках при проведении аудиторных занятий и при работе студентов с конкретными делами. <...> Ключевые слова: юридическая клиника, образовательный процесс, юридическое образование, клиническое юридическое образование, образовательные технологии, интерактивные методы, обучение практическим навыкам <...>