Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 11. Право.  / №2 2013

Теория естественного права (историко-теоретический аспект) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторФролова
Страниц7
ID447617
АннотацияРассматриваются вопросы происхождения и природы предписаний естественного права; показана полемика представителей неокантианства в России в конце XIX-начале XX в. по вопросам соотношения норм естественного и позитивного права.
УДК340.1
Фролова, Е.А. Теория естественного права (историко-теоретический аспект) / Е.А. Фролова // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. .— 2013 .— №2 .— С. 71-77 .— URL: https://rucont.ru/efd/447617 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Фролова Е.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ* ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ИСТОРИКОТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) В статье рассматриваются вопросы происхождения и природы предписаний естественного права; показана полемика представителей неокантианства в России в конце XIX–начале XX в. по вопросам соотношения норм естественного и позитивного права. <...> Со времен Г. Гроция классическим положением естественного права стала мысль о том, что в отличие от волеустановленных предписаний оно как совершенная, идеальная норма, вытекающая из природы и, следовательно, неизменная, противопоставляется изменчивой и зависимой от человеческих установлений норме положительного права. <...> Различение естественного и положительного права встречается уже у греческих философов, повторяется у римских юристов, развивается в Средние века и господствует в Новое время. <...> Однако единство идеи не обеспечивало единого содержания естественного права на протяжении ряда веков. <...> Различие содержания естественного и положительного права можно увидеть на примере взглядов софистов (подчеркивали условность, относительность любого положительного закона), Сократа, учений Платона и Аристотеля («естественные» определения права есть у разных народов в силу необходимости и независимо от человеческого мнения), стоиков, римских юристов, Фомы Аквинского. <...> Естественное право полагалось как система принципов и норм, существующих от природы, помимо установлений законодателя. <...> Источник норм находился во внутреннем сознании отдельных лиц либо обще* theory@law.msu.ru 71 ственных групп, поэтому естественное право представлялось как совокупность идеальных, нравственных представлений о праве1 . <...> Учение Гуго Гроция положило начало обособлению естественного права от богословия, возникновению рационалистической методологии (jus nature <...>