Фролова, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ* ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ НЕОКАНТИАНСТВЕ (конец XIX–началоXX в.) <...> В статье рассматривается новый этап в развитии идеи правового государства — социально-правовое государство. <...> Сторонники неокантианства в России делали акцент на нравственном и юридическом характере принципа личности. <...> Неокантианское влияние в российской философии права конца XIX в. проявилось в особом, пристальном внимании к разработке принципа личности1 и провозглашению права на достойное человеческое существование. <...> Содержание последнего предполагает исследование идей правового (Чичерин) и социально-правового (Кистяковский, Новгородцев) государства. <...> Важно отметить, что понимание социально-правового государства в отечественной философии права различалось: одни рассматривали его как развитие, этап правового государства; другие — как самостоятельный тип государства, обладающий отличительными признаками государства. <...> Согласно учению сторонника Баденской школы неокантианства Б.А. Кистяковского, правовое государство представляет собой «высшую форму государственного бытия, которую выработало * imap@law.msu.ru 1 Речь идет о самостоятельности принципа этического долженствования в социальных науках. <...> Анализ этического принципа (его неизменность, безусловность, автономность) в «Критике практического разума», «Основоположениях к метафизике нравов» И. Канта <...> Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. <...> В качестве идеала (регулятивной идеи) правовед постулирует социально-справедливое государство. <...> Кистяковский отмечает, что «чистые государственные формы очень редко воплощаются в конкретной действительности как реальные факты. <...> Котляревский определяет правовое государство не как самостоятельный тип государства, а только как «известный уклон <...>