Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Практикум по экологии (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЧелноков А. А.
АвторыБучацкая И. Н., Челнокова М. И.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц93
ID357980
АннотацияУчебное пособие включает описание практических работ по темам курса экологии, изучение которых построено на основе знаний, полученных в процессе изучения фундаментальных биологических дисциплин – биологии и физиологии. В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии. Особое внимание обращено на закономерности взаимодействия живых организмов со средой, на основные пути адаптации организмов к природным и антропогенным условиям, на влияния экологических факторов на человека во время занятий физической культурой и спортом.
Кем рекомендованоУМО РАЕ по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис»
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры и спорта.
УДК574
ББК28.08
Челноков, А.А. Практикум по экологии : учеб. пособие / И.Н. Бучацкая, М.И. Челнокова; А.А. Челноков .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2014 .— 93 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/357980 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.А.ЧЕЛНОКОВ, И.Н. БУЧАЦКАЯ, М.И. ЧЕЛНОКОВА ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Москва 2013 ББК 20.1я723 Челноков А.А., Бучацкая И.Н., Челнокова М.И. <...> Авторы 4 Тема 1 СРЕДА ОБИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Цель занятия: выяснить особенности влияния различных экологических факторов на жизнедеятельность организма. <...> Абиотические факторы - это факторы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм. <...> Они подразделяются на четыре подгруппы: а) климатические факторы - это все факторы, которые формируют климат и способны влиять на жизнь организмов (свет, температура, влажность, атмосферное давление, скорость ветра и т.д.); б) эдафические или почвенные факторы - это свойства почвы, которые оказывают влияние на жизнь организмов. <...> 6 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ По природе происхождения Абиотические Биотические Антропогенные Первичные периодические факторы Вторичные периодические факторы Непериодические факторы По периодичности От характера изменения во времени факторы среды Регулярнопериодические Нерегулярные Направленные По характеру ответной реакции организма Раздражители Модификаторы Ограничители Сигнализаторы Рис. <...> Биотические факторы - это факторы живой природы, влияние живых организмов друг на друга. <...> В зависимости от вида воздействующего организма их разделяют на две группы: а) внутривидовые факторы - это влияние особей этого же вида на организм (зайца на зайца, сосны на сосну и т.д.); б) межвидовые факторы - это влияние особей других видов на организм (волка на зайца, сосны на березу и т.д.) <...> . В зависимости от принадлежности к определенному царству биотические факторы подразделяют на четыре основные группы: а) фитогенные факторы - это влияние растений на организм; б) зоогенные факторы - это влияние животных на организм; в) микробогенные факторы - это влияние микроорганизмов (вирусы, бактерии, простейшие) на организм; г) микогенные факторы - это влияние грибов на организм. <...> . Экологические факторы можно классифицировать <...>
Практикум_по_экологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.5
Практикум_по_экологии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «Рекомендовано УМО РАЕ по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис»». А.А.ЧЕЛНОКОВ, И.Н. БУЧАЦКАЯ, М.И. ЧЕЛНОКОВА ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Москва 2013
Стр.1
ББК 20.1я723 Челноков А.А., Бучацкая И.Н., Челнокова М.И. Практикум по экологии. Учебное пособие для бакалавров учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 100100 «Сервис». – Москва: Издательство «Академия Естествознания». – 2013. – 93 с. Учебное пособие включает описание практических работ по темам курса экологии, изучение которых построено на основе знаний, полученных в процессе изучения фундаментальных биологических дисциплин – биологии и физиологии. В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологии. Особое внимание обращено на закономерности взаимодействия живых организмов со средой, на основные пути адаптации организмов к природным и антропогенным условиям, на влияния экологических факторов на человека во время занятий физической культурой и спортом. Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры и спорта. ISBN 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................................................... 4 СРЕДА ОБИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ................................................................. 5 ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ ............................................................................................................... 12 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА ............................................. 17 ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ .................................................................................. 22 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ...................................... 29 АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................ 38 БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ............................................................................................................. 42 ЗДОРОВЬЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ................ 50 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ............. 58 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................................................. 63 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................................................... 80 3
Стр.3
Тема 1 СРЕДА ОБИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Цель занятия: выяснить особенности влияния различных экологических факторов на жизнедеятельность организма. Теоретическая часть: Среда обитания - это та часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На Земле существуют четыре основных среды обитания (рис. 1), освоенные и заселенные организмами: ТИПЫ СРЕД ОБИТАНИЯ Водная Наземно-воздушная Почвенная Живые организмы как среда обитания Рис. 1. Типы сред обитания Водная среда характеризуется жидким агрегатным состоянием. Она более плотная, чем воздушная, более благоприятная с позиции добычи организмом воды и ее сохранением в нем, а также более богата пищевыми ресурсами. В водной среде в далеком геологическом прошлом зародилась жизнь. Формы организмов, живущих в воде, многообразны: аэробные, освоившие поверхностные слои различных водоемов, и анаэробные, обитающие на больших глубинах океана или в водоемах с высокой температурой. Для данной среды характерны различные простейшие, водоросли, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и млекопитающие. Наземно-воздушная среда в ходе эволюции освоена позже водной, так как более сложная и требует высокого уровня организации живого. Здесь существенную роль играют температура воздуха, содержания кислорода, влажность, погода, интенсивность света и т.д. Это аэробная среда, в которой осуществляется интенсивный обмен газов и воды, необходимой для жизнедеятельности организма. Поэтому живые существа в этой среде приспособлены к добыванию и сохранению влаги, а многие из них обла5
Стр.5