УДК 7.06+7.036+78 ББК 85.31 Е.С. ГУСЕВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОВОКАТИВНОСТЬ: МЕТОД — ПРИЕМ — ЦЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА) П редпринята попытка осмыслить в искусствоведческом ключе феномен художественной провокативности в текстах современного искусства. <...> На конкретных примерах показывается, что этот феномен выступает не только коммуникативной стратегией и методом социально-психологического воздействия, но и выполняет в текстах художественно-выразительную и смыслообразующую функцию. <...> Ключевые слова: художественная провокативность, критика современного искусства, герменевтический подход, эпатаж, абсурд, гротеск, смыслообразующая роль, образно-смысловое содержание, художественный смысл. <...> В научных работах, посвященных проблемам современного искусства, уже устоялось мнение о том, что художественная провокативность как коммуникативная стратегия и метод социально-психологического воздействия выступает одной из главных характеристик авангардного искусства и современных художественных практик. <...> При этом исследовательское внимание акцентируется, главным образом, на психологическом воздействии эпатажных текстов и жестов 4/2013 художника («эстетическая провокация», по А. <...> Между тем авангардное и постмодернистское произведение (а не только поведение), по верной мысли С.Е. Бирюкова, «включает в себя сильный провокативный элемент — именно как элемент искусств (Курсив мой. <...> Странным образом, но именно в этом своем качестве — как элемент искусства, а значит, элемент, выполняющий художественно-выразительную и смыслообразующую функцию, — феномен провокативности практически выпадает из поля зрения искусствоведения и, как правило, перечисляется «через запятую» наряду с другими характеристиками современного искусства. <...> Либо (что чаще) педалируется опять-таки коммуникативно-психологическая, то есть внехудожественная проблематика авангардных текстов <...>