Рассматриваются взгляды Бенуа на архитектуру XVIII — начала XIX века. <...> Анализируются европейские и русские черты в архитектуре Санкт-Петербурга — уникального явления русской культуры. <...> О тношение к архитектуре Санкт-Петербурга эпох барокко и классицизма долгое время было отнюдь не восторженным. <...> Если в XVIII — начале XIX века Петербург, считавшийся равным европейским столицам, вызывал восхищение, то начиная с 1830-х годов архитектурный комплекс города стал по многим причинам восприниматься враждебно. <...> Петербург считался «европейским» и «чужим» для России, не имеющем связи с национальными корнями, полностью противоположным Москве — истинно русскому городу. <...> На протяжении последующих десятилетий XIX века архитектурный ансамбль Петербурга расценивали как «нерусский», обвиняли в чрезмерном подражании европейскому вкусу. <...> Петербургская архитектура XVIII — начала XIX века продолжала считаться плохой копией западного оригинала; ей отказывали в художественной ценности. <...> Александр Николаевич Бенуа, известный график и теоретик искусства, одним из первых встал на путь противостояния ложным представлениям о Петербурге. <...> Тем не менее, Александр Николаевич одним из первых стал рассматривать петербургские стили — барокко и классицизм — как уникальные явления русской культуры. <...> В своих статьях об архитектуре Петербурга, написанных для художественных журналов начала XX века, Бенуа прежде всего подчеркивал национальный, своеобразный характер барочных и классицистических построек Петербурга. <...> В молодые годы Александр Бенуа познакомился с западноевропейской архитектурой Нового времени, оказавшей непосредственное влияние на архитектуру Петербурга. <...> После заграничных путешествий Бенуа по-новому смог взглянуть на архитектуру Петербурга, почувствовать его неповторимость, несхожесть с европейскими городами. <...> В начале 1900-х Бенуа обратился к теоретическому анализу петербургского архитектурного комплекса, написав <...>