Социокультурные смыслы российского конституционализма экономические основы жизнедеятельности общества не претерпят существенных изменений — в странах с рыночной экономикой еще долго будет являться верным индикатором уровня социализации человека и его эффективности. <...> Е.А. ПОПОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Рассматриваются важнейшие социокультурные смыслы в российском конституционализме ХХ века на основе реконструкции ценностно-смысловых комплексов, оказывающих воздействие на человека, культуру, общество и государство. <...> Акцент при этом делается на когнитивном ракурсе бытования конституции в системе права и в системе социокультурных отношений. <...> Приметой последнего времени становится изучение преимущественно политических и социальноэкономических аспектов данного явления, но и не менее важной стороне бытования конституционно-правовых смыслов — социокультурной роли Конституции в жизни общества, человека, государства — внимания почти не уделяется. <...> С точки зрения построения и сохранения государственности Конституция это едва ли не единственный по-настоящему действенный и эффективный механизм регулирования общественных отношений всех уровней в разные исторические времена — и тогда, когда процесс налаживания государственных связей только начинался, и тогда, когда он уже обрел завершенный вид. <...> В юридическом плане за Конституцией прежде всего закрепился стереотип нормативно-правового документа, позиционирующего государство и власть как жизненные стратегии народа, граждан. <...> В этом смысле Конституция действительно устанавливает наивысшие формы регламентации 2/2012 разносторонних отношений во всех сферах человеческой коллективной жизнедеятельности. <...> Сегодня невозможно представить себе жизнеспособное государство без принятого в установленном порядке и реально функционирующего Основного закона, несмотря на имеющиеся классические примеры развития <...>