07(5) ББК 71.0+85.313 Е.В. ВАСИЛЬЧЕНКО ГЕНДЕРНАЯ ТЕМА В МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Рассматривается проблема гендера и ее преломление в музыкальной культуре различных цивилизаций, а также проблема женского и мужского музыкального профессионализма. <...> Проблема «женщины — общество — музыка» анализируется на трех уровнях: участие женщин наряду с мужчинами в акциях, так или иначе связанных со звуко-музыкальным выражением; выделение женского творчества в особую социокультурную нишу, в том числе и в результате дискриминационных мер, отражающих ту или иную идеологию; формирование специального слоя музыки внутри установившейся традиции женского музицирования. <...> Ключевые слова: гендер, звуко-музыкальная традиция, социокультурнеый статус музыканта, женщины-развлекательницы, а дао, гейша, кисэн, дзи, наньин, уртын-дуу, ка чу. <...> Однако в музыкологии они почти никогда не обособлялись в особое направление, хотя проблема гендера в музыкальной культуре так или иначе присутствовала в работах музыковедов — от фольклористов и этномузыкологов до представителей так называемого классического музыковедения, а также в работах, посвященных популярной музыкальной культуре. <...> Собственно художественный язык того или иного вида творчества всегда с трудом поддавался разделению на «мужВ ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ Е.В. <...> Гендерная тема в музыкальных культурах мировых цивилизаций ское—женское», поэтому, например, в архитектуре, живописи и скульптуре, музыке и литературе, так и не сложилось понятие «женский»/«мужской» язык. <...> В 1990 году в серии «Межкультурные музыкальные исследования» этой же группой был выпущен сборник научных трудов «Музыка, гендер и культура» [1], в котором освещались проблемы гендера в музыкальной культуре многих стран и регионов1 . <...> Категории «мужское—женское» в музыкальных культурах мира Древнейшие обряды анимистического периода, особенно обряды плодородия, в большинстве <...>