ВОПРОСЫ КАДРОВ УДК 658.3.042:622.33 © Н. В. Галкина, Т. А. Коркина, С. А. Устинова, 2007 Система отношений персонала как фактор конкурентоспособности предприятия Вовлечение каждого сотрудника в достижение целей предприятия является необходимым условием обеспечения его конкурентоспособности. <...> Задача руководителя предприятия состоит в предоставлении каждому сотруднику возможности полной реализации его трудового потенциала. <...> Уровень раскрытия и использования этого потенциала в значительной мере определяется системой отношений, в которые вступают сотрудники предприятия. <...> Предприятие (организация) как социально-экономическая система включает в себя капитал и упорядоченную совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе производства для достижения целей предприятия и каждого субъекта (рис. <...> Основными субъектами являются собственники капитала (СК) и наемные работники (НР), имеющие свои цели, интересы и ответственность. <...> Уровень способностей субъектов и возможности для их эффективной реализации и развития придают предприятию уникальность, определяющую его конкурентное преимущество. <...> Соединение людей в организации для совместных действий в процессе производства осуществляется на основе согласования целей предприятия и индивидуальных целей каждого субъекта. <...> Согласование целей, интересов и ответственности субъектов при условии реализации их взаимодополняющих способностей в процессе производственного взаимодействия обеспечивает синергетический эффект и определяет величину «выигрыша» как предприятия, так и каждого субъекта. <...> Под отношениями понимается форма связи между субъектами, выражающая то, что их объединяет [1]. <...> Анализ литературы и деятельности предприятий позволил выделить следующие основные виды отношений, в которые вступают субъекты предприятия (рис. <...> Социальные отношения возникают между людьми как социальными субъектами по поводу удовлетворения материальных, социальных <...>