ПРИГЛАШЕНИЕ К ПОЛЕМИКЕ Лиза Новикова 31я книга Частный взгляд на будущее русской литературы 1 Оставьте ваши книги, выходите на площадь… Из видеоконференции Эдуарда Лимонова — о «Стратегии31» Раннее утро, толпы людей стягиваются к магазину, где уже выстроилась терпе ливая очередь. <...> Магазин — книжный, а читатели пришли за романом, который накану не вечером получил известную литературную премию, и теперь ждет гарантирован ных допечаток. <...> Премированный роман тут же издается на всех языках, потому что современная российская литература уже давно интересует западных обывателей не меньше, чем яхты российских олигархов. <...> А если не срабатывают, то только потому, что народ получает премированные романы прямиком на свои электронные ридеры. <...> Примерно такой сценарий будущего еще недавно рисовался тем, кто болел за нашу словесность. <...> Оба сценария уже долго вертелись перед глазами, словно зонтики ОлеЛукойе. <...> Пока историки собирают по частич кам свидетельства прошлых трагедий, выстраивая для них мемориал, а литераторы предпочитают прятаться в удобных складках ХХ века, сегодняшние маленькие траге дии оказываются явлены миру оголенными, эта фольклорная «летопись» только ждет своего осмысления. <...> Возможно, расследование частных драм — это и вправду дело журналистов. <...> Но там, где писатель способен приподнять отдельный случай до высокого обобщения, Лиза Новикова. <...> В свое время на подобном материале споткнулся даже букеровский лауреат Денис Гуцко: в романе «Домик в Армагеддоне» пытался развес ти в разные стороны нечистоплотный игорный бизнес и религиозновоенизирован ную молодежную дружину. <...> Автор поступил совестли во, просто оборвав роман и предложив читателю захлопнуть книгу и наблюдать даль нейшее уже в реальной жизни. <...> Так что вряд ли кто удивится, если в одном ряду с закрытыми или не построен ными детскими садами, несделанными научными открытиями окажутся и ненапи санные книги. <...> Например <...>