Современные гуманитарные исследования, № 1, 2015 Лю Шумэй, доктор филологии, доцент Пекинского университета иностранных языков и Хэйлунцзянского научно-технического университета, Китай ОБРАЗ РУССКОЙ УСАДЬБЫ В РЕЦЕПЦИИ КИТАЙСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА Данная статья посвящена рецепции образа русской усадьбы в литературоведении КНР. <...> В статье речь идет о типологии восприятия этого социокультурного феномена национальной жизни: рассматривается концепция русской усадьбы как универсальной модели быта и бытия, эстетика изображения. <...> Но в литературоведении Китая обозначенная тема стала актуальной только в последнее десятилетие, когда был поставлен акцент на экологии культуры. <...> Как складывалась в КНР рецепция данной темы? <...> Прежде всего китайскими филологами была изучена концепция русской усадьбы, которая отразилась в трудах российских ученых. <...> В работах современных историков утверждается, что в период становления и существования Российской империи усадьба являла собой главное в устройстве России. <...> Два фактора, определившие возникновение усадьбы, – это дворянское право на землю и дворянское право на крестьянский труд. <...> Реформа 1861 года отменила эти факторы, но усадьба как модель жизни устояла, выработав механизм приспособления усадебного уклада к новым условиям. <...> И потому гибель дворянских усадеб в 1917–1918 годы была не закономерной, а насильственной, противоестественной. <...> В работах культурологов о русской дворянской усадьбе заявляется как о феномене, в котором закодированы все её специфические бытийные особенности. <...> Это фундамент, на котором строится русская усадебная модель жизни. <...> Одна из главных составляющих русской ментальности – причастность жизни человека к природе. <...> Жизнь в усадьбе подчинена природным ритмам, календарным циклам (весна – лето – осень – зима), что позволяет назвать это время эпическим. <...> Социум усадьбы – это «большая семья», основанная на патриархальном укладе, с обязательными для исполнения <...>