Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Словосочетание и простое предложение. Теория и практика грамматического анализа (110,00 руб.)

0   0
АвторыГрачева Жанна Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц36
ID437110
АннотацияВ представленном пособии изложен материал, позволяющий овладеть навыками такого анализа в объеме университетского курса современного русского языка на базе школьных знаний.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-го курса дневного отделения филологического факультета (бакалавриат).
Словосочетание и простое предложение. Теория и практика грамматического анализа / Ж.В. Грачева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 36 с. — 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/437110 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ж. В. Грачева СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. <...> ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 26 июня 2015 года, протокол № 4 Рецензент – д-р филол. наук, проф. <...> Классификация словосочетаний по морфологической квалификации главного слова. <...> В настоящем пособии репрезентирован анализ теоретических оснований разбора словосочетаний и простых предложений. <...> Синтаксические связи – соединения слов, частей предложения и самостоятельных предложений в тексте; эти связи обнаруживаются посредством союзов, союзных слов и реляционных показателей слова (падежных и предложно-падежных сочетаний слова). <...> В свою очередь, непредикативные отношения могут быть сочинительными и подчинительными. <...> Сочинительные отношения – это отношения 1) рядоположенности, устанавливаемые между словами (однородными членами) в простом предложении, выражаются посредством сочинительной и бессоюзной связи: брат и сестра; большой, а глупый; розы, анемоны, фиалки; 2) рядоположенности, существующие между языковыми ситуациями, называемыми частями сложного предложения; средства выражения те же: Осень наступила, и птицы улетели; Осень наступила, но птицы еще не улетели. <...> И в первом, и во втором случае выделяют следующие виды отношений: – соединительные – сочинительные отношения, реализуемые в сфере однородных членов простого предложения (далее – ПП) и фиксирующие – наличие или отсутствие каких-либо рядоположенных предметов, признаков, процессов: ни ты, ни я; ты и я; или отношения в сложном предложении (далее – СП), констатирующие одновременное наличие или отсутствие каких-либо ситуаций: Тучи заволокли небо, подул ветер, и сразу пошел дождь; – противительные <...>
Словосочетание_и_простое_предложение._Теория_и_практика_грамматического_анализа_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ж. В. Грачева СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
Содержание Пояснительная записка................................................................................ § 1. Синтаксис словосочетания................................................................... 1.1. Типы синтаксических отношений................................................... 1.2. Типы подчинительной связи............................................................ 1.3. Классификация словосочетаний по морфологической квалификации главного слова.......................................................................... 1.4. Порядок синтаксического разбора словосочетания...................... 4 4 5 7 8 9 § 2. Понятие «предложение». Синтаксис простого двусоставного предложения.................................................................................................. 10 § 3. Главные члены предложения............................................................... 11 § 4. Второстепенные члены предложения................................................. 17 § 5. Односоставные предложения............................................................... 20 § 6. Полные и неполные предложения....................................................... 26 § 7. Осложнение предложения.................................................................... 26 § 8. Последовательность синтаксического разбора простого высказывания / предложения................................................................................ 32 § 9. Образцы синтаксического разбора простого предложения.............. 33 § 10. Литература........................................................................................... 35 3
Стр.3
осмысления говорящим; выражаются посредством разделительной связи: Шел то дождь, то снег; Хорошо или плохо он поступил? В СП отношения носят тот же характер: То ли дождь стучит, то ли листья падают на крышу; иногда реализуются в бессоюзных сложных предложениях (далее – БСП), которые используют вместо союзов повторяющиеся вводные слова: может, может быть, возможно: Возможно, я что-то сделал не так, возможно, он что-то не понял, но только отношения наши с той поры совершенно расстроились; – присоединительные реализуются в тех случаях, когда сообщение о том или ином «положении дел» на ассоциативной основе (в рамках одного предложения или за его пределами) дополняется другим сообщением, в котором либо фиксируется еще одно, сопутствующее положение дел, либо раскрываются детали первого сообщения; соответственно присоединяемая часть может представлять собой и предложение (сочиненное с предваряющим предложением, подчиненное ему или вынесенное в независимую позицию): Помощи мне он не оказал, да и не ожидал я от него; Наконец он поселился в городе, куда и мечтал переехать; и блок слов, предложение не образующих: Был он молод, да и с претензией. Присоединительная связь может быть и бессоюзной: Он любил петь, особенно романсы. Подчинительные отношения традиционно характеризуют как определительные, объектные, обстоятельственные. 1. Определительные (атрибутивные) отношения предполагают квалификацию грамматического предмета, обычно выраженную с точки зрения присущих ему качеств и свойств. Отношения реализуются в субстантивных словосочетаниях с зависимым компонентом, выраженным прилагательным (здоровый ребенок), причастием (растущий ребенок), порядковым числительным (первый ребенок), инфинитивом (желание вырастить), существительным (ветка сирени, костюм в клетку), наречием (кофе по-турецки). 2. Объектные отношения предполагают квалификацию действия (или состояния) через его отношение к предмету (объекту). Если при определительных отношениях стабильно господствующее слово, а зависимыми могут быть разные слова, то при объектных отношениях наоборот: стабильно зависимое слово, выраженное падежной, предложнопадежной формой существительного, главное слово может быть репрезентировано глаголом (открыть закон), отглагольным существительным (открытие закона), прилагательным (добр ко мне), наречием (обидно за тебя). 3. Обстоятельственные (релятивные) отношения предполагают квалификацию действия (состояния) с точки зрения места, времени его реализации, цели, причины, условия и т.д. Обычно фиксируются в 6
Стр.6
глагольных словосочетаниях: идти дорогой, заехать далеко (подобные отношения возможны и в других словосочетаниях). Эти виды отношений часто смешиваются, например: жизнь в деревне (какая? где? в чем?). Это происходит оттого, что нет полного соответствия между способами связи и характером отношений: язык «ищет» разные грамматические варианты для выражения смыслов и, более того, для выражения их оттенков, поэтому на одни типы отношений могут накладываться другие: в словосочетании жизнь в деревне одновременно выражается и локальный признак (места – жизнь где?), и определительный (качество – жизнь какая? деревенская). Словосочетание понимается как соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью (в учебном школьном комплексе под редакцией В. В. Бабайцевой словосочетаниями называются соединения слов, связанных любым типом связи; при таком понимании говорят о сочинительных (трудный, но интересный) и подчинительных словосочетаниях (трудный вопрос)). 1.2. Типы подчинительной связи Выделяют три типа подчинительной связи (три способа связи) слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. Согласование – способ связи, который предполагает формальное уподобление зависимого слова главному по общим для них морфологическим категориям. Оно реализуется в субстантивных словосочетаниях с зависимым компонентом, выраженным прилагательным, местоимением, полным причастием и порядковым числительным. Типичный случай – уподобление по трем категориям: рода, числа и падежа (иногда согласование идет по двум категориям: падежа и числа: синие чернила; далекие страны). В некоторых случаях согласование может быть формально не проявлено, тогда мы говорим о – смысловом согласовании (слова согласуются по реальному полу или числу: дорогая товарищ Иванова, красивое пальто – красивые пальто); – скрытом согласовании: маленький (ая) кенгуру; – ассоциативно-грамматическом согласовании (при котором определяющее слово ориентировано на родовой классификатор, если само название не имеет родового окончания: (остров) Капри прекрасный; (город) солнечный Сочи; интересный). (газета) «Таймс» хорошая; (журнал) «Таймс» 7
Стр.7
Управление – способ связи, при котором главное слово содержит проекцию на отношения, и это отношение фиксируется, закрепляется в определенной падежной (предложно-падежной форме): читать книгу. Примыкание – подчинительная связь, при которой зависимым компонентом является неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив, в школьной практике также личное местоимение в значении притяжательного): довольно приятный, велеть остаться, жить припеваючи, его (ее, их) дом. Следует заметить, что квалификация связи как примыкание в словосочетаниях типа его дом, их машина, ее голос не совсем корректна. Словосочетания, соединенные подобной связью (типа дом Вани, голос девочки, машина друзей), следует относить к управлению, поскольку главное слово в них управляет зависимым – «требует» от него определенного падежа. 1.3. Классификация словосочетаний по морфологической квалификации главного слова В зависимости от частеречной принадлежности главного слова словосочетания подразделяются на следующие типы: 1) глагольные: глаг. + сущ. (искать книгу, искать на полке); спряг. глаг.(инф.) + инф. (предложил (предложить) выучить); глаг. + нар. (поступать справедливо); прич. + зависимое слово (смеющийся задорно); деепр. + зависимое слово (работая быстро); 2) именные: а) главное слово – имя существительное: сущ. + предл.-падежная форма сущ. (тезисы доклада, вход в театр); сущ. + прилаг. (полезная книга); сущ. + местоим. (наша страна); сущ. + прич. (выполненная работа); сущ. + числит. (второй урок); сущ. + нар. (прогулка верхом); сущ. + инф. (желание учиться); б) главное слово – имя прилагательное: прилаг. + сущ. (достойный похвалы, способный на подвиг); прилаг. + нар. (очень интересный); прилаг. + инф. (способный работать); 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.