Виктор КОСТЕЦКИЙ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЛЕКЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА В качестве вводного слова к лекции прошу принять во внимание два обстоятельства касательно собственного понимания философии и ее связи с образованием. <...> Если вспомнить замечательный девиз из «Трех мушкетеров» А. Дюма <...> Уме ние быть правым при девизе «Один против всех» вполне можно считать критери ем той самой «мудрости», о любви к которой заявляет слово «философия». <...> В древ негреческой цивилизации слово «софос» (мудрец) прилагалось к человеку, способ ного стать богатым, оставаясь при этом нравственным и законопослушным. <...> Поэтому человека, способного самому быть одновременно богатым, нравственным и законопослушным и при этом давать дельные советы другим (родителям и педагогам), эллины именовали словом «софос» (ударение на последнем слоге). <...> Софосы давали дельные советы («гномы», римляне стали назы вать их «сентенциями») и пользовались заслуженной любовью и уважением. <...> Виктор Валентинович Костецкий родился в 1955 году, доктор философских наук, про фессор СанктПетербургской государственной консерватории им. <...> НЕВА 7’2015 204 / Критика и эссеистика Второй момент, о котором также должен предупредить, состоит в том, что я не занимаюсь специально «философией образования» так, как это делают сотрудни ки кафедры философии образования или люди, целеустремленно пишущие дис сертации и монографии именно по философии образования. <...> Начнем с ситуации простейшей, представленной известным утверждением «Школа дает знания». <...> Не будем задумываться над этими вопросами преждевременно, но обратимся к древнегреческому языку. <...> Слово «гносис» означало знание из авторитетного источника (например, от учителя), а слово «докса» означало знание из неавторитетного источника (напри мер, при случайной встрече). <...> Слово «эпистэмэ» означало знание, которое каждый сам может проверить на опыте, так что степень авторитетности источника знания не имеет значения <...>