Антимонопольное регулирование Агабеков С. И., канд. социол. наук, заместитель начальника отдела инвестиционного анализа ООО «Газтехлизинг», г. Москва, mazmaga@yandex.ru Левина Е. А., старший преподаватель департамента теоретической экономики, факультет экономики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, г. Москва, jlevina@hse.ru Критерий доминирования и индекс Герфиндаля–Гиршмана. <...> Сравнительные характеристики и практическое применение для угольного рынка России С помощью индекса концентрации Герфиндаля–Гиршмана1 5 , широко используемого в антимонопольном законодательстве, оценивается уровень концентрации рынка, но невозможно определить, действительно ли доля одной или нескольких фирм столь велика, что цены на продукцию становятся монопольно высокими. <...> Поэтому исследователи предлагают все новые методы оценки уровня рыночной власти. <...> В статье рассматривается один из новых критериев, предложенный в работе [Melnik et al., 2008]. <...> В отличие от индекса Герфиндаля–Гиршмана, характеризующего отрасль в целом, критерий доминирования позволяет определить, занимает ли крупнейшая фирма доминирующую позицию. <...> Неоспоримые преимущества критерия: для его использования необходима информация только о долях двух крупнейших игроков на рынке; он позволяет учитывать характеристики рынка, такие, например, как барьеры входа. <...> Помимо описания индекса, в работе приводятся соотношения долей двух крупнейших компаний на гипотетических рынках, для которых данный критерий и индекс Герфиндаля–Гиршмана дают различную оценку конкурентной среды. <...> Также показан ряд особенностей и ограничений при использовании понятий «продуктовые» и «географические» границы рынка. <...> Ключевые слова: индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI), показатель концентрации, критерий доминирования, продуктовые границы рынка, географические границы рынка, локальная монополизация, угольные компании. <...> Введение1 О пределение рыночной концентрации <...>