Философские науки – 12/2014 ШКОЛА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Молодые философы ВОПРОС О РОССИйСКОМ ГОСУДАРСТВе В КОНТеКСТе ПРОБЛеМЫ СТОЛКНОВеНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИй И.М. <...> УГРИН Известный американский политилог Сэмюэль Хантингтон полагал, что «центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между «Западом и остальным миром», и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности»1 . <...> Такая постановка проблемы приобретает для России особый смысл, ведь русская цивилизация – это не западная цивилизация, и на протяжение всей истории между этими двумя мирами шел непростой процесс взаимодействия: Россия то училась у Запада подобно школьнику, то обличала его пороки подобно учителю. <...> Цивилизация – это наиболее широкая культурно-историческая общность (достигшая своего оформления в виде государственного строя), выше ее по уровню обобщения – только человечество. <...> Конечно, можно говорить о культуре как об особом виде жизнедеятельности человека, наблюдаемом везде, где есть «homo sapiens», и, следовательно, как о том, что объединяет людей, принадлежащих к разным цивилизациям. <...> Чем дальше идет процесс экономической интеграции, чем более тесно взаимодействуют между собой представители разных цивилизаций, тем острее ощущаются эти различия. <...> И если и раньше ценностные разногласия приводили к разного рода конфликтам, вплоть до военных (к примеру, религиозные войны между протестантами и католиками в Европе длились целое столетие – от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.), то теперь, в ХХI веке, который иногда называют информационным, значение культурных и антикультурных явлений возрастает в разы. <...> Культурные течения порождают те или иные информационные волны, под воздействием которых формируется сознание современного человека. <...> А, скажем, те волны, которые порождаются культурой Постмодерна и культурой традиционного ислама, не только различны, но и не совместимы, а, значит, столкновения <...>