А.С. Пушкин В политической философии вопрос о том, «как жить сообща», является одним из ключевых, и, пытаясь ответить на этот вопрос, она неизбежно вступает в область идеологии. <...> Те исследователи, которые видят в идеологии деформирующий опыт сознания, выдвигают на первый план ее негативные коннотации, связанные с представлением об идеологии как об атрибуте несвободных социалистических обществ, а также с понятием «идеологическая борьба». <...> В российских научных публикациях почти полностью исчезло упоминание об идеологии, а само слово «идеология» стало как бы ругательным. <...> Поэтому от идеологии стараются отмежеваться и, рассуждая о судьбе российского государства, предпочитают заменять это понятие более нейтральными – идея, мировоззрение. <...> Впрочем, сегодня более актуальным и популярным является другой подход к идеологии – рассмотрение ее в качестве инстанции, которая обеспечивает интегративную функцию государства как феномена, организующего социальную жизнь. <...> Путин наметил основное направление будущей идеологии российского государства в своем выступлении 12 сентября 2012 г. в Краснодаре1 . <...> Некоторые отечественные ученые отмечают непосредственную связь между отсутствием государственной идеологии в стране и кризисом, в котором оказалась Россия вслед за остальным миром. <...> А.Н. Окара, например, подчеркивает, что кризис обнажил главные проблемы наших дней: смысловую исчерпанность «современного мира», недостаточность Модерна как универсального миростроительного проекта, истощенность нынешней концепции развития человечества, сформированной в лоне западноевропейской цивилизации и откровенную ущербность разнообразных постмодернистских проектов2 , которым послушно следовала Россия. <...> Вопросы государственного строительства СМОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВЫЖИТЬ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ? <...> 21 Частым рефреном звучит также мысль о том, что важным фактором, порождающим слабость современной России, является ее неспособность <...>