МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ ПЕДАГОГОВ Андриан Андрианович Хван, доцент, декан факультета психологии образования, ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», кандидат психологических наук, г. Новокузнецк • деятельность учителя • трудовые нагрузки учителя • физическое утомление Труд учителя, согласно известной классификации профессий Е.А. Климова, относится к профессиям типа «Человек–Человек». <...> Другими словами, основным содержанием профессиональной деятельности Учителя является взаимодействие, общение с другим Человеком (Учеником), в связи и по поводу обучения и воспитания этого другого человека. <...> При этом профессия учителя является одной из самых массовых разновидностей умственного труда. <...> Для деятельности учителя характерны многофункциональность, высокая ответственность, большая нагрузка на зрительный анализатор (множество объектов внимания, высокий уровень концентрации и распределения внимания и т.д.), значительная голосовая нагрузка, гиподинамия, вынужденная рабочая поза, отсутствие в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня, питания и отдыха и ещё много не менее «замечательных» факторов. <...> К сожалению, ни педагогика, ни психология не уделяют должного внимания анализу именно условий и содержания труда учителя. <...> Анализ тяжести и напряжённости труда учителя, с использованием официальных нормативных методов, показывает следующее: нахождение в позе «стоя» до 80% рабочего времени — класс 3.1, высокая нагрузка на голосовой аппарат — 20– 25 часов в неделю — класс 3.1, фактическая продолжительность рабочего времени от 10 до 12 часов ежедневно — класс 3.1, двухсменная работа (без ночной смены) — класс 2, отсутствие регламентированных перерывов, используемых для отдыха — класс 3.1, высокая степень ответ148 ственности за безопасность других лиц — класс 3.2. <...> Совокупность полученных показателей позволяет <...>