ПСИХОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Е.А. <...> Семенова, г. Москва МИФ, ЧТЕНИЕ, ТЕРАПИЯ Предлагаемая заметка посвящена проблеме психотерапевтического воздействия текста, содержащего в себе миф, на читателя. <...> К элементам художественного целого, оказывающим свое воздействия, мы относим собственно мифологическое содержание, жанровые отсылки, различимые в тексте, и выраженную в нем авторскую позицию. <...> В качестве важной терапевтической составляющей нами видится игровая составляющая читательского восприятия. <...> При анализе мы опираемся на концепцию мифа, выраженную в работах американского экзистенциального психолога Ролло Мэя, исследования Й. <...> Мэя «Psychology and Human Dilemma», озаглавленный нами «Психолог у райских врат» (в книге он не имеет названия) [2]. <...> По его утверждению, к свойствам мифа (имеющим в том числе и психотерапевтическое значение) относятся такие особенности, как экзистенциальное начало, открытость, всеобщность, а также наличие интенции, с которой связаны прогрессивная / регрессивная функции мифов. <...> Ей в полной мере свойственна экзистенциальная проблематика: пусть и в травестийном виде, она описывает последний суд, перед которым предстает человек. <...> Говоря об открытости, необходимо учитывать, что, вводя эту характеристику, Мэй проводит аналогию с идеями Платона: подобно платоновским «идеям», миф имеет множество конкретных воплощений, открыт новым вариациям. <...> Всеобщность мифа, его доступность, проявляется в том, что автор прибегает к сказочной фантастике. <...> Миф Мэя обладает определенной интенцией: в тексте заложена проблема, остающаяся неразрешенной («Нужно что-то новое.» – говорит св. <...> Между знакомством читателя с текстом Мэя и игрой имеется ряд аналогий. <...> О том, что это происходит, свидетельствуют: а) обилие парадоксов в тексте; б) ощущение границ игрового пространства, возникающее у читателя. <...> Также представляется, что возможна аналогия между правилами игры и жанровыми ожиданиями читателя. <...> Жанры <...>