ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПОДСКАЗКИ Приложение для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей к журналу «Читайка» №1, 2016 Х ЯО - ЧУ ЧИ - ТАТЬ Русская школьная библиотечная ассоциация в рамках проекта «Читающая мама — читающая нация» Русская школьная библиотечная ассоциация Ирина ТИХОМИРОВА ШКОЛА ЧТЕНИЯ Опыт, теории, размышления Хрестоматия Знаки духовного пути Думаю, обращение «Российской газеты» с таким многозначительным названием «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, какой будет Россия!» — ждет забвение. <...> В читающую — не для выполнения школьных заданий, и не для увеселения, и не для разгадывания кроссвордов (в этой функции половина населения страны еще использует книгу), а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей, внуков и страны в целом. <...> Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал не чтение наиболее тяжким преступлением не столько против кни Проект «Читающая мама — читающая нация» ги, сколько против самих себя. <...> Среди причин «наиболее тяжкого преступления» одну я вижу ясно: забвение национальных духовных традиций, чем и была сильна Россия, служившая маяком для многих просвещенных стран. <...> Главную роль в этой духовности играла великая русская литература. <...> Она формировала через читателя самую жизнь, самого человека. <...> «Детским чтением для сердца и разума» назвал свой первый журнал для детей Николай Новиков, созданный еще в XVIII веке. <...> От того, как разовьется сердце и разум ребенка, зависела вся его последующая жизнь. <...> «То, что знаешь в детстве, — писала Марина Цветаева, — знаешь на всю жизнь и что не знаешь — не знаешь на всю жизнь». <...> Кризис чтения, приведший к нравственной деформации общества, и побудил меня обратиться к прошлому, составить свод воспоминаний людей XIX—XX веков о своем детском чтении, из родника которого человек Приложение к №1, 2016 3 Русская школьная библиотечная <...>