А. К. Дживелегов
Театр и драма периода Реставрации
История английской литературы. Том 1. Выпуск второй
М.--Л., Издательство Академии Наук СССР, 1945
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика.
2. Драйден.
3. Отвей, Ли и др.
4. Комедия времен Реставрации.
1
Буржуазная революция надолго приостановила в Англии развитие театра и драматургии.
Парламентскими декретами 1642, 1646 и 1647 гг. все театральные представления были запрещены,
актеры приравнены к бродягам, а театры обречены на снос. Не уцелел даже прославленный
шекспировский "Глобус", разрушенный по постановлению лондонского совета олдерменов.
Театральная жизнь, однако, не замерла полностью. Решительная победа парламента, казнь короля
и провозглашение республики с Оливером Кромвелем во главе лишили борьбу пуритан против театра
прежней политической остроты. Уже с середины 50-х годов республиканские власти несколько более
снисходительно смотрели на нарушение декретов о театрах. Вчитываясь в текст декретов,
заинтересованные находили, что они запрещают очень определенно лишь "театральные представления".
Это толковалось как запрещение настоящих пьес, комедий и трагедий в стенах театра. Делался вывод,
что если ставить не цельное драматическое представление и не на подмостках театра, то на это запретов
нет. В разных местах -- в домах аристократов, а иногда и в немногих уцелевших театрах -- начали
ставить, сперва конспиративно, а потом более или менее открыто, если не спектакли, то такие зрелища,
которые носили менее одиозное название: "развлечения" (entertainments). Тут и там появлялись так
называемые "веселые представления", чаще всего комические сценки из хорошо известных пьес: сцена с
могильщиками из "Гамлета", сцены с Фальстафом из "Генриха IV" и "Виндзорских кумушек" и т. д.
Наконец, Вильям Давенант (William D'Avenant, 1606--1668) попытался открыто возобновить
театральные спектакли.
Давенант еще в 1639 г. сумел получить патент на постройку нового театрального здания, в
котором он собирался ставить и свои и чужие пьесы. Писать для театра он начал в 1630 г., и первые его
пьесы были сделаны в духе Флетчера. В 1638 г. он занял освободившееся после смерти Бена Джонсона
место поэта-лауреата, во время революции, естественно, так сказать, по должности, находился на
стороне короля. За это он просидел несколько лет в тюрьме, но потом был выпущен на свободу и в
последние годы республики мирно проживал в Лондоне. Через своих друзей он получил от протектора
разрешение на постановку очередного "развлечения", которое состоялось 22 мая 1656 г. Это были даже
не сценки, а скорее диалоги между такими, совершенно безвредными с точки зрения пуритан лицами,
как Диоген и Аристофан. Сценки сопровождались музыкою. Публика с опаскою, но пошла на это
представление.
Правда, зала была наполовину пуста. Тем не менее Давенант не пал духом. В сентябре того же
года он поставил уже настоящую, написанную им самим, пьесу с музыкой, под названием "Осада
Родоса" (The Siege of Rhodes). Это была в сущности опера, которая впервые в Англии показывала
зрителям речитатив на итальянский лад. Сцена была маленькая, и пятикратная смена декораций, которые
должны были изображать флот Сулеймана Великолепного, его армию (в ней было семь человек, но они
совершали под музыку чудеса храбрости), весь остров Родос и разнообразные сцены осады, никак не
умещалась на ней. Роль Янте, главной героини пьесы, исполняла актриса Кольман. Это был не первый
Стр.1