26–39 К.А. Руденко СТРОЕНИЕ РАННЕКЛАССИЧЕСКОЙ БАСНИ И ВТОРОЙ СТАСИМ «АГАМЕМНОНА» ЭСХИЛА Одной из особенностей басен, входивших в состав произведений раннеклассического и классического периодов, так же как и басен, дошедших до нас в прозаических сборниках эллинистического и римского времени1 , является то, что этическая назидательность и главный нравственный урок часто ясно выражаются в прямой речи персонажа (если таковая имеется). <...> В статье «Происхождение эпимифия» Б.Э. Перри очерчивает три периода развития басни. <...> Первый – бытование её в классической литературе, второй – в сборниках, начиная с Деметрия Фалерского (IV в. до н. э.), третий – приблизительно с I в. н. э., когда Федр и Бабрий создали из разрозненных прозаических басен стихотворные сборники, где басня окончательно оформилась как литературный жанр2 . <...> На первом этапе своего зафиксированного существования греческая басня всегда адресована одним персонажем (рассказчиком) другому (читателю, слушателю) – в качестве примера, критики или поучения. <...> В ней обязательно присутствует объяснение для слушателя, зачем рассказывается басня, описание басенной «ситуации». <...> 1 Самые известные редакции – collectio Augustana (I–II вв. н. э.), collectio Vindobonensis (VI–VII вв. н. э.), collectio Accursiana (IX или XIV вв. н. э.) <...> Руденко СТРОЕНИЕ РАННЕКЛАССИЧЕСКОЙ БАСНИ 27 Отличительной особенностью басни классического времени является частное приложение, которое позже, в эллинистическое время, превратилось в мораль, или, как называют её схолиасты, эпимифий. <...> Он распознается по формульному языку обыкновенного эпимифия из сборника: он вводится выражениями типа οὕτω καὶ σύ, οὕτως, ἀτὰρ οὖν καὶ ἡμᾶς/ὑμᾶς3 и т. п. <...> Однако это не совсем так в отношении произведений классического времени, и совсем не так, если брать более ранних авторов. <...> От архаики сохранилось, по крайней мере, три басни, в связи с которыми мы можем говорить об обобщенном нравственном суждении5 : басня Гесиода в «Трудах и днях», Архилоха <...>