УДК 534.1 Л.Я. Банах, Т.В. Бугакова, С.Н. Жеребчиков, М.А. Рудис МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ И ПРОЧНОСТЬ ТРУБОПРОВОДОВ ЖРД ПРИ УДАРНОМ НАГРУЖЕНИИ Рассматриваются вопросы, связанные с анализом колебаний, напряженного состояния и прочности трубопроводов ЖРД при ударном нагружении. <...> Анализ основан на использовании ударных спектров для различных форм ударных импульсов. <...> Подробно рассмотрено решение для полусинусоидального импульса нагружения. <...> Численным методом определены максимальные напряжения в шести трубопроводах различной конфигурации для собственных частот 100-400 Гц. <...> Статистический анализ полученных результатов позволил установить расчетное максимальное значение напряжений в заделках трубопроводов для их произвольной конфигурации. <...> Также приведено выражение для напряжений в этих трубопроводах, зависящее от частоты собственных колебаний, при различной геометрии сечений трубы, ударной перегрузке и времени импульса. <...> Ударное нагружение трубопроводов имеет место при эксплуатации ЖРД в случае транспортирования двигателей железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. <...> Ускорения при ударном нагружении доходят до 2,5 – 3,0 g, продолжительность импульса 0,08 – 0,13 с. <...> Существенные ударные нагрузки действуют на элементы двигателя при разделении ступеней РН. <...> Ударные нагрузки на элементы двигателя имеют место и при старте РН. <...> Одним из методов является использование спектров удара, дающих информацию о потенциальном повреждении, которое может возникнуть в конструкции. <...> Ударный спектр можно рассматривать как максимальный отклик ускорения на данное возбуждение упругих недемпфированных систем с сосредоточенными массами в виде функции собственных частот этих систем. <...> Максимальное ускорение колебательных систем определяет в большинстве случаев максимальное механическое напряжение в точках крепления и максимальное относительное смещение их упругих элементов [3, 4]. <...> Форма импульса близка <...>