Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии искусства, она важна для понимания психологии искусства в целом. <...> Вскрыв на материале художественной психологии
закономерности нового психологического феномена – психологии воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную
психологию. <...> Работа актера над
собой в творческом процессе воплощения. <...> К.С. Станиславский как психолог
сценического искусства
«Чрезвычайно легко показать, – писал Л.С. Выготский, – что
всякое исследование по искусству всегда и непременно вынуждено пользоваться теми или иными психологическими предпосылками и данными. <...> Одним из первых известных психологов, кто высоко оценил
вклад Станиславского в психологию искусства, был Л. С. Выготский. <...> В статье «К вопросу о психологии творчества актера» (1932) он высказал ряд таких суждений о «психологической
1Л. <...> Важную заслугу Станиславского как психолога искусства
Выготский увидел в том, что он нашел верный путь к теоретическому и практическому разрешению «парадокса» о природе
сценических чувств (переживаний) актера – того парадокса, на
который указал Д. <...> Актерские эмоции, как показал Станиславский, это противоречивое единство: с одной стороны, они естественное «своеобразное психофизиологическое состояние», а с другой – факты
искусства, они искусственны, они созданы творческой силой
воображения, как роман, соната или статуя3. <...> Труды Станиславского (и материалы, представленные в антологии) убедительно говорят о том, что его понимание психологии сценического искусства зиждется на пересечении не
только воображения и чувства, а воображения и всей совокупности психических явлений (Я, потребностей, восприятия,
представления, памяти, мышления, внимания, воли, интересов, выразительных движений и др.), среди которых эстетическое чувство, по-видимому, действительно занимает ведущее
место. <...> 3 Из-за ранней смерти (1934 г.) он не успел ознакомиться с основным теоретическим трудом <...>
Психологические_основы_системы_Станиславского.pdf
АКАДЕМИ Я
ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО
доктор философских наук Е.Я. Басин
Редактор-составитель
Гуманитарий
2009
Москва
Стр.1
УДК 159.9:792.2
ББК 85.334+88.4
П86
Психологические основы системы Станиславского : [антология] /
Акад. гуманитар. исслед. ; ред.-сост. Е. Я. Басин. - М. : Гуманитарий,
2009. - 136 с. –
ISBN 978-5-91367-058-8.
I. Басин, Евгений Яковлевич, сост.
Агентство CIP РГБ
Материалы антологии характеризуют Станиславского как
выдающегося психолога. Психологический аспект «системы
Станиславского» – это фундамент для театральных школ различных,
даже противоположных стилистических направлений.
Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии
искусства, она важна для понимания психологии искусства
в целом. Вскрыв на материале художественной психологии
закономерности нового психологического феномена – психологии
воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную
психологию.
Учитывая сказанное, можно утверждать, что данная антология
будет представлять интерес не только для актеров и режиссеров,
студентов и преподавателей театральных учебных заведений, но
и для психологов, философов, искусствоведов и культурологов.
ББК 85.334+88.4
Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 070-03-001-170а)
ISBN 978-5-91367-058-8
© Академия гуманитарных
исследований, 2009
© Издательский дом «Гуманитарий», 2009
© Е.Я. Басин, составитель и автор
вступительной статьи, 2009
Оглавление
Е.Я. Басин. К.С. Станиславский как психолог
сценического искусства ...........................................................................5
Из письма Л.Бернау (1897) ........................................................26
Из письма М.Ф. Андреевой (1902) ............................................26
Из письма И.М. Лапицкому (1902) ...........................................26
Из подготовительных материалов к труду
о творчестве актера. (900-е годы) .............................................27
«Об актерском амплуа» .............................................................27
«Ответ третейским судьям по делу
В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольда» (1907) ...............27
Отчет о десятилетней художественной деятельности
московского художественного театра (1908). ..........................27
Из заметок об артистической этике
и дисциплине (1907 – 1909) ........................................................27
Из письма В.В. Котляровской (1908) ........................................28
Из письма М.А. Мелетинской (1909) ........................................28
Из письма Н.В. Дризену (1909) .................................................28
Из письма О.В. Гзовской (1910) .................................................29
Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1910) ....................29
Из письма О.В. Гзовской (1911) .................................................30
Из письма Л.Я. Гуревич (1912) ..................................................31
Из письма В.В. Лужскому (1912) ...............................................31
Из заметок о театральном искусстве.
Искусство и искусственность (1901 – 1912) ..............................31
Из письма О.В. Гзовской (1913) .................................................31
Из письма В.А. Теляковскому (1915) ........................................32
Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1916) ....................32
Проект воззвания Союза московских артистов (1917) ...........32
Работа над ролью («Горе от ума») (1916 – 1920) .......................32
«О различных направлениях в театральном
искусстве» (1909 – 1922) .............................................................37
Из письма к В.С. Алексееву (1924) ...........................................44
В Коллегию Наркомпроса (1924) ..............................................45
Из письма Н.В. Волконской (1924) ...........................................45
Из письма Н.С. Голованову .......................................................45
3
Стр.2
Из письма Ф. Жемье (1926)........................................................45
Из письма И.И. Титову (1926) ...................................................45
Моя жизнь в искусстве (1926) ...................................................46
Из письма Б.Г. Иванову (1927) ..................................................52
Письмо С.В. Егоровой (1927) ....................................................52
О сознательном и бессознательном в творчестве (1928) ........53
Из письма коллективу МХАТ (1929) ........................................58
Из письма Е.К. Малиновской (1930) .........................................58
Из письма Л.Я. Гуревич (1930) .................................................58
О кино (1930) ..............................................................................59
Мое мнение по поводу перехода оперного театра
моего имени в экспериментальный театр (1930) ....................60
Из письма Л.Я. Гуревич (1931) ..................................................60
Из письма П.А. Калужской (1931) .............................................62
Искусство актера и режиссера (1929 – 1932) ............................63
Участникам юбилейного вечера (1933) ....................................64
Работа над ролью («Отелло») (1930 – 1933) ..............................64
Из письма В.И. Качалову (1935) ................................................66
Из письма Я.И. Боярскому(1936) ..............................................66
Из письма А.И. Ангарову (1937) ...............................................66
Работа над ролью («Ревизор») (1936 – 1937) .............................67
Работа актера над собой. Часть 1. Работа над собой
в творческом процессе переживания. (1938) ...........................70
Работа актера над собой. Часть II. Работа актера над
собой в творческом процессе воплощения. (1933 – 1938) .......107
Именной указатель ....................................................................130
Предметный указатель ..............................................................131
Е.Я. Басин.
К.С. Станиславский как психолог
сценического искусства
«Чрезвычайно легко показать, – писал Л.С. Выготский, – что
всякое исследование по искусству всегда и непременно вынуждено
пользоваться теми или иными психологическими предпосылками
и данными. При отсутствии какой – нибудь законченной
психологической теории искусства эти исследования
пользуются вульгарной обывательской психологией и домашними
наблюдениями»1
.
Психолог М.С. Роговин различает донаучную, философскую
и научную психологию. «Только как исключение встречаются
удивительные формы синтеза различных психологий, например,
у Л.Н. Толстого, К.С. Станиславского, Анатоля Франса и
Сент-Экзюпери»2
.
Архивные материалы, дневники, записные книжки и письма
К.С. Станиславского свидетельствуют о том, что он был знаком
с трудами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Т. Рибо, И.И. Лапшина
(«Художественное творчество», 1923 г., из зарубежных
психологов в этой связи можно назвать Т. Агбо, Г. Модсли,
Э. Гетса и др.).
Исследуя сценическое искусство, он плодотворно использовал
такие методы изучения, как наблюдения, самонаблюдения
и эксперименты (опыты)3
.
Одним из первых известных психологов, кто высоко оценил
вклад Станиславского в психологию искусства, был Л. С. Выготский.
В статье «К вопросу о психологии творчества актера»
(1932) он высказал ряд таких суждений о «психологической
1Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 34.
2 М.С. Роговин. Введение в психологию. М., 1969. С. 19 – 20. Кроме тех имен,
которые упоминает М.С. Роговин, можно было назвать и много других и, в
особенности, С.М. Эйзенштейна (См. С.М. Эйзенштейн. Психологические
вопросы искусства. М., 2002).
3См. об этом: И.Г. Скляр. Эстетика сценического творчества актера.
М., 2004. С. 15 – 42.
4
5
Стр.3