Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии искусства, она важна для понимания психологии искусства в целом. <...> Вскрыв на материале художественной психологии
закономерности нового психологического феномена – психологии воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную
психологию. <...> Работа актера над
собой в творческом процессе воплощения. <...> К.С. Станиславский как психолог
сценического искусства
«Чрезвычайно легко показать, – писал Л.С. Выготский, – что
всякое исследование по искусству всегда и непременно вынуждено пользоваться теми или иными психологическими предпосылками и данными. <...> Одним из первых известных психологов, кто высоко оценил
вклад Станиславского в психологию искусства, был Л. С. Выготский. <...> В статье «К вопросу о психологии творчества актера» (1932) он высказал ряд таких суждений о «психологической
1Л. <...> Важную заслугу Станиславского как психолога искусства
Выготский увидел в том, что он нашел верный путь к теоретическому и практическому разрешению «парадокса» о природе
сценических чувств (переживаний) актера – того парадокса, на
который указал Д. <...> Актерские эмоции, как показал Станиславский, это противоречивое единство: с одной стороны, они естественное «своеобразное психофизиологическое состояние», а с другой – факты
искусства, они искусственны, они созданы творческой силой
воображения, как роман, соната или статуя3. <...> Труды Станиславского (и материалы, представленные в антологии) убедительно говорят о том, что его понимание психологии сценического искусства зиждется на пересечении не
только воображения и чувства, а воображения и всей совокупности психических явлений (Я, потребностей, восприятия,
представления, памяти, мышления, внимания, воли, интересов, выразительных движений и др.), среди которых эстетическое чувство, по-видимому, действительно занимает ведущее
место. <...> 3 Из-за ранней смерти (1934 г.) он не успел ознакомиться с основным теоретическим трудом <...>
Станиславский_психотехника_актерского_искусства.pdf
АКАДЕМИ Я
ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО
доктор философских наук Е.Я. Басин
Редактор-составитель
Гуманитарий
2009
Москва
Стр.1
УДК 159.9:792.2
ББК 85.334+88.4
П86
Психологические основы системы Станиславского : [антология] /
Акад. гуманитар. исслед. ; ред.-сост. Е. Я. Басин. - М. : Гуманитарий,
2009. - 136 с. –
ISBN 978-5-91367-058-8.
I. Басин, Евгений Яковлевич, сост.
Агентство CIP РГБ
Материалы антологии характеризуют Станиславского как
выдающегося психолога. Психологический аспект «системы
Станиславского» – это фундамент для театральных школ различных,
даже противоположных стилистических направлений.
Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии
искусства, она важна для понимания психологии искусства
в целом. Вскрыв на материале художественной психологии
закономерности нового психологического феномена – психологии
воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную
психологию.
Учитывая сказанное, можно утверждать, что данная антология
будет представлять интерес не только для актеров и режиссеров,
студентов и преподавателей театральных учебных заведений, но
и для психологов, философов, искусствоведов и культурологов.
ББК 85.334+88.4
Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 070-03-001-170а)
ISBN 978-5-91367-058-8
© Академия гуманитарных
исследований, 2009
© Издательский дом «Гуманитарий», 2009
© Е.Я. Басин, составитель и автор
вступительной статьи, 2009
Оглавление
Е.Я. Басин. К.С. Станиславский как психолог
сценического искусства ...........................................................................5
Из письма Л.Бернау (1897) ........................................................26
Из письма М.Ф. Андреевой (1902) ............................................26
Из письма И.М. Лапицкому (1902) ...........................................26
Из подготовительных материалов к труду
о творчестве актера. (900-е годы) .............................................27
«Об актерском амплуа» .............................................................27
«Ответ третейским судьям по делу
В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольда» (1907) ...............27
Отчет о десятилетней художественной деятельности
московского художественного театра (1908). ..........................27
Из заметок об артистической этике
и дисциплине (1907 – 1909) ........................................................27
Из письма В.В. Котляровской (1908) ........................................28
Из письма М.А. Мелетинской (1909) ........................................28
Из письма Н.В. Дризену (1909) .................................................28
Из письма О.В. Гзовской (1910) .................................................29
Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1910) ....................29
Из письма О.В. Гзовской (1911) .................................................30
Из письма Л.Я. Гуревич (1912) ..................................................31
Из письма В.В. Лужскому (1912) ...............................................31
Из заметок о театральном искусстве.
Искусство и искусственность (1901 – 1912) ..............................31
Из письма О.В. Гзовской (1913) .................................................31
Из письма В.А. Теляковскому (1915) ........................................32
Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1916) ....................32
Проект воззвания Союза московских артистов (1917) ...........32
Работа над ролью («Горе от ума») (1916 – 1920) .......................32
«О различных направлениях в театральном
искусстве» (1909 – 1922) .............................................................37
Из письма к В.С. Алексееву (1924) ...........................................44
В Коллегию Наркомпроса (1924) ..............................................45
Из письма Н.В. Волконской (1924) ...........................................45
Из письма Н.С. Голованову .......................................................45
3
Стр.2