Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Университета Дмитрия Пожарского  / №1(2) 2015

Византия как русская политейя (150,00 руб.)

0   0
Первый авторМуравьёв
Страниц11
ID419448
АннотацияПонятие «Византия» сложно и многогранно. Важно понять степень влияния Византии на культуру средневековой Руси и современной России. Византия отразилась в нашей истории, прежде всего, как выбор вероисповедания. В течение пятисот лет происходило взаимодействие и в сфере культуры, и в политическом отношении. Жизнь каждого человека в византийском и древнерусском обществах проходила через несколько посвящений в разные степени знания, как то: собственное рождение, брак, рождение детей, смерть. Византийское влияние проявлялось в распространении литературы, традиций школьного образования и аскетических практик в монастырях. Аскетизм в очень большой степени влиял на стратегию развития византийского общества. Византийское общество было устроено очень иерархически. В древнерусских княжествах преобладала горизонталь: князь и дружина должны были контролировать всё княжество и общины. У интеллектуальной элиты на Руси, в отличие от Византии, до определённого момента времени не было публичного пространства. В определённый момент времени русские люди поверили, что к ним полностью перешла культурная и политическая харизма Византии. Данное идеологическое положение по сей день оказывает влияние на развитие нашей страны.
УДК94(495)
Муравьёв, А.В. Византия как русская политейя / А.В. Муравьёв // Вестник Университета Дмитрия Пожарского .— 2015 .— №1(2) .— С. 156-166 .— URL: https://rucont.ru/efd/419448 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Есть мнение, что вопрос не имеет смысла, Россия — не Византия, однако я думаю, что он закономерен, потому что, как известно, Русь была крещена византийцами, греками, как пишет автор Повести временных лет Нестор. <...> Можно выделить несколько базовых положений, значимых для нашей темы. <...> В функции и структуре тоже можно увидеть византийское эхо. <...> Византия как русская политейя 157 Итак, социальная функция: существует три уровня организационного анализа. <...> Я его здесь сопоставил с греческим словом πολίτευμα, по-старославянски «жительство», «житие». <...> Обычное классическое обозначение любого жития святого звучит как βίος καὶπολιτεία по-славянски «жизнь и жительство». <...> Византия отразилась в нашей истории, прежде всего, как выбор вероисповедания. <...> В «Повести временных лет», как известно, содержится апокрифическая история про выбор вер. <...> На Западе аналитическое отношение к форме, связанное с рефлексией аристотелевского учения о формах, 158 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) привело к постепенной эмансипации содержания, к эссенциализму и юридическому подходу. <...> Это уже гораздо более сложное культурологическое понятие, связанное с тем, что довольно большая часть культурного наследия при передаче кодируется путём сложного алгоритма и «зашивается» в различные понятия, жесты и кодовые действия. <...> Это позволяло экономить культурные ресурсы за счёт того, что многие явления кодировались в символах, вследствие чего каждое социальное и культурное действие было символично. <...> Благодаря византийцам онтологический уровень бытия русский человек в значительной степени воспринимал через красоту, «добруту». <...> Онтология воспринимается через эстетику, русский человек вслед за византийцами в чистом виде бытие не воспринимает, а воспринимает его только через эстетическое окно. <...> В традиционном смысле эсхатология — это учение о конце света. <...> Обобщая, можно сказать, что эсхатология — это те элементы поведения, ценностных <...>