Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

"Об одном источнике ""Братьев Карамазовых"""

0   0
Первый авторКриволапов
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID4172
АннотацияО творчестве автора (Достоевский Федор Михайлович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Криволапов, В.Н. "Об одном источнике ""Братьев Карамазовых""" : Статья / В.Н. Криволапов .— : [Б.и.], 1985 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4172 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Н. Криволапов Об одном источнике "Братьев Карамазовых" Русская литература, 1985, No 2. <...> То, что книга, о которой пойдет речь, стояла на полках библиотеки Достоевского в последние годы жизни, было установлено Л. П. Гроссманом. <...> 1 Однако значение ее для его последнего романа не получило отражения в комментарии В. Е. Ветловской в 14--15 томах Полного собрания сочинений Достоевского (Л., 1976), хотя в ряду литературных источников "Братьев Карамазовых" книга эта занимает свое место: отсюда, как мы полагаем, в творчески преображенном виде на страницы последнего романа Достоевского перекочевали некоторые мотивы, детали, ситуации, образы. <...> Мы имеем в виду "Жизнеописание старца Леонида". <...> 2 Биография Леонида, в миру Льва Даниловича Наголкина, с именем которого связано зарождение в Оптиной пустыни "старчества", в кратком изложении такова. <...> Спустя несколько лет Леонид сложил с себя настоятельство и вместе с двумя спутниками покинул пределы Орловской губернии, положив начало длительному периоду "мытарств" по разным монастырям. <...> В одном из валаамских скитов обстоятельства приняли для них совсем неблагоприятный оборот. <...> Феодора собирались выгнать из обители, и спасло его только заступничество министра духовных дел князя А. Н. Голицына, незадолго до этого посетившего Валаам и познакомившегося со старцами. <...> В 1829 году Леонид с шестью учениками (Феодор к тому времени скончался) возвращается в Оптину пустынь. <...> Но и здесь недоброжелатели из братии писали на него доносы, и здесь назначались расследования, вновь и вновь подтверждались архиерейские запреты принимать мирских посетителей. <...> Прежде всего он почерпнул отсюда материал, касающийся оппозиционности "старчества" официальному православию. <...> К 1878 году, когда писатель посетил Оптину пустынь, там, по-видимому, не было открытых противников старчества или, по крайней мере, они не составляли влиятельной партии: монастырь славился именно как "старческая" обитель. <...> Между тем в "Братьях <...>
Об_одном_источнике_Братьев_Карамазовых.pdf
В. Н. Криволапов Об одном источнике "Братьев Карамазовых" Русская литература, 1985, No 2. OCR Бычков М.Н. То, что книга, о которой пойдет речь, стояла на полках библиотеки Достоевского в последние годы жизни, было установлено Л. П. Гроссманом.1 Однако значение ее для его последнего романа не получило отражения в комментарии В. Е. Ветловской в 14--15 томах Полного собрания сочинений Достоевского (Л., 1976), хотя в ряду литературных источников "Братьев Карамазовых" книга эта занимает свое место: отсюда, как мы полагаем, в творчески преображенном виде на страницы последнего романа Достоевского перекочевали некоторые мотивы, детали, ситуации, образы. Мы имеем в виду "Жизнеописание старца Леонида".2 Биография Леонида, в миру Льва Даниловича Наголкина, с именем которого связано зарождение в Оптиной пустыни "старчества", в кратком изложении такова. Поступив в 1797 году послушником в Оптину пустынь, он через два года переселился в Белобережский монастырь Орловской епархии и в 1804 году стал строителем (настоятелем) этого монастыря. Спустя несколько лет Леонид сложил с себя настоятельство и вместе с двумя спутниками покинул пределы Орловской губернии, положив начало длительному периоду "мытарств" по разным монастырям. В одном из валаамских скитов обстоятельства приняли для них совсем неблагоприятный оборот. Местный игумен Иннокентий, испугавшись очевидного в ущерб ему влияния пришельцев, послал на одного из них, Феодора, донос петербургскому митрополиту. Феодора собирались выгнать из обители, и спасло его только заступничество министра духовных дел князя А. Н. Голицына, незадолго до этого посетившего Валаам и познакомившегося со старцами. В 1829 году Леонид с шестью учениками (Феодор к тому времени скончался) возвращается в Оптину пустынь. Но и здесь недоброжелатели из братии писали на него доносы, и здесь назначались расследования, вновь и вновь подтверждались архиерейские запреты принимать мирских посетителей. В дело оказалось однажды вовлеченным и московское отделение тайной полиции, куда был послан один из допосов. Умер Леонид в 1841 году. В каких аспектах использовал Достоевский "Жизнеописание"? Прежде всего он почерпнул отсюда материал, касающийся оппозиционности "старчества" официальному православию. К 1878 году, когда писатель посетил Оптину пустынь, там, по-видимому, не было открытых противников старчества или, по крайней мере, они не составляли влиятельной партии: монастырь славился именно как "старческая" обитель. Между тем в "Братьях Карамазовых" представлена совсем иная, исполненная драматизма картина монастырской жизни, не похожая на ту, что мог наблюдать Достоевский, но близкая той, о которой он мог прочитать в "Жизнеописании" и которая имела место в первые годы по водворении Леонида в пустыни. Тогда противниками старчества были в основном приверженцы внешнего, показного благочестия. Их вдохновителем был некий монах В-н, явивший, как и Леонид, в скиту. О том, что он был видной монастырской фигурой, можно догадаться из полемического письма Леонида: "А об В-не пусть думают как кому угодно, и ублажают его высокое жительство; но мы к оному веры не имамы, и не желаем, дабы кто следовал таковой его высоте, не приносящей плода" (с. 70--71). То, что сообщает "Жизнеописание" о В-пе, явно перекликается с тем, что пишет Достоевский о Ферапонте, "противнике старца Зосимы и главное -- старчества, которое считал он вредным и легкомысленным новшеством".3 Ферапонт -- "один из древнейших иноков, великий молчальник и необычайный постник" (XIV, 28); "множество братии вполне сочувствовало ему, а из приходящих мирских очень многие чтили его как великого праведника и подвижника" (XIV, 151). В чем обвиняли "старцев" люди типа Ферапонта? Самое распространенное и самое серьезное обвинение заключалось в том, что старцы злоупотребляют таинством исповеди, тем самым профанируя его. Старцы возражали: наряду с исповедью, утверждали они, которая имеет в виду раскаяние и получение прощения, существует
Стр.1