проблемы и размышления Литературная социология Ольга АНЦЫФЕРОВА КУЛЬТ ГЕНРИ ДЖЕЙМСА: ИСТОКИ И ТРАНСФОРМАЦИИ Формирование литературной репутации Генри Джеймса (1843—1916) заслуживает разговора в контек сте обсуждения проблемы литературного культа. <...> Что можно обосновать прежде всего «рукотворным» характе ром этой репутации, которая при жизни создавалась во многом усилиями самого художника, а в последующие годы Генри Джеймс, «самый знаменитый из нечитаемых писателей», из героя литературных анекдотов, сложив шихся в достаточно целостный биографический миф, стал культовой фигурой для американской литературо ведческой школы «новой критики». <...> Для Элиота Джеймс был «самым умным челове ком своего поколения», писателем, по глубине не уступав шим Достоевскому, но более созвучным современности и будущему. <...> Паунд ставил акцент на интернационализме Генри Джеймса, на том, что он помог трем нациям понять друг друга, что все его творчество было «борьбой за комму никацию», которая для него состояла прежде всего в «при знании различий и их права на существование». <...> «Высокие модернисты», по сути, объявили Джеймса своим предтечей, обнаружив у него то, что более всего це нили в искусстве, — непрерывные художественные поис ки и эксперименты, сознательное отношение к творчеству, дополняемое теоретизированием о нем, усложненную ма неру повествования, рассчитанную на особого читателя и на новую практику внимательного, пристального чтения. <...> Сосредоточивая свое вни мание исключительно на формальном мастерстве Джейм са, рассматривая джеймсовские автопредисловия к нью йоркскому изданию в качестве его непререкаемого эстетического кредо, эти критики и их последователи зало жили основы того подхода к творчеству Джеймса, который более полувека сохранял свое влияние и определял интел лектуальный климат на страницах академических изданий и в университетских аудиториях — до тех пор, пока <...>