Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия  / №4 2014

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИШВАРА-ВАДЫ (ИНДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О ЛИЧНОМ БОГЕ/ИШВАРЕ) (80,00 руб.)

0   0
Первый авторАникеева
Страниц9
ID415148
АннотацияВ статье рассматривается одно из главных средств достоверного познания в индийской философии — логический вывод (анумана — anumāņa) в традиции ишвара-вады (индийского теизма) как способа доказательств бытия Бога (Ишвары) путем логических умозаключений (Ишваранумана) в индуистских даршанах ньяе-вайшешике. Выдающийся представитель Ишварануманы X в. Удаяначарья в его «Ньяя-кусуманджали» синтезировал и разработал знаменитые восемь доказательств бытия Бога в индийской философии.
Аникеева, Е.Н. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИШВАРА-ВАДЫ (ИНДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О ЛИЧНОМ БОГЕ/ИШВАРЕ) / Е.Н. Аникеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия .— 2014 .— №4 .— С. 71-79 .— URL: https://rucont.ru/efd/415148 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИШВАРАВАДЫ (ИНДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О ЛИЧНОМ БОГЕ/ИШВАРЕ) Е.Н. Аникеева Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 В статье рассматривается одно из главных средств достоверного познания в индийской философии — логический вывод (ануманаanumāņa) в традиции ишвара-вады (индийского теизма) как способа доказательств бытия Бога (Ишвары) путем логических умозаключений (Ишваранумана) в индуистских даршанах ньяе-вайшешике. <...> Удаяначарья в его «Ньяя-кусуманджали» синтезировал и разработал знаменитые восемь доказательств бытия Бога в индийской философии. <...> В индийской гносеологии выделяется ряд основных средств достоверного познания (прамана — pramāņa): 1) чувственный опыт (пратьякша — pratyakşa), 2) логический вывод (анумана — anumāņa), 3) слово священных текстов/Вед (шабда — śabda), 4) сравнение (упамана — upamāņa). <...> . Тема личного Бога (богов) в Индии кристаллизуется в форме ишвара-вады, или учения ряда важнейших классических индийских философских школ о личном Высшем Боге, создателе и правителе мира — Ишваре [подробнее см. <...> В традиции ишвара-вады (индийского теизма) ньяя, а вместе с ней и вайшешика играют особую роль как «самые теистические системы». <...> Способы доказательств бытия Бога/Ишвары путем логических умозаключений в индуистских даршанах относятся к анумане. <...> Одним из выдающихся представителей ньяи X в. <...> Удаяначарьей в его сочинении «Ньяя-кусуманджали» («Грозди цветения ньяи») синтезированы и разработаны знаменитые в индийской философии восемь доказательств бытия Бога. <...> В постклассический период с XIII в. по XVII в., когда в индийской философии появляется школа навья-ньяи («новой ньяи» — navya-nyāya) — система лингвофилософии, эпистемологии и формальной логики, имеющей аналогию с символической логикой (1), то основоположник и крупный представитель навья69 Вестник РУДН, серия <...>