РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 4 УДК 159.99 КОНЦЕПТ «СМЫСЛОВЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ» В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Осипова Алла Анатольевна Зеленов Андрей Андреевич В статье рассматривается такая проблема профессионального образования, как влияние психологических барьеров на эффективность обучения. <...> На эффективность такого взаимодействия оказывает влияние очень большое количество факторов – как объективных, связанных с условиями обучения, так и субъективных, связанных с личностью обучаемых и преподавателей, отношением студентов к учебной деятельности, наличию позитивного опыта преодоления проблем и др. <...> В структуру любой системы обязательно входят барьеры, обеспечивающие сохранение целостности системы и предотвращение ее распада. <...> Учебная деятельность студентов включает внешнюю и внутреннюю стороны. <...> Смысловая сфера человека постоянно развивается, что создает потенциал для выхода на новые, более высокие уровни развития. <...> Преодоление смыслового барьера приводит к повышению качества учебной деятельности. <...> Наличие ригидного и стагнирующего смысловых барьеров тормозит и искажает учебную деятельность. <...> Ключевые слова: профессиональное образование, обучение, эффективность обучения, смысловая сфера, психологический барьер, смысловой барьер, причины барьеров, структура барьера, стратегии преодоления. <...> Такими препятствиями в учебной деятельности студентов могут выступать разного рода психологические барьеры, которые снижают эффективность 78 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. <...> Из-за боязни неудачи, тревоги, страха, низкой самооценки и чрезмерной самокритичности даже одаренные студенты не могут в полной мере раскрыть свои способности, реализовать свои знания, умения и навыки, приобретенные за время учебы. <...> Традиционно барьеры воспринимаются как нечто нежелательное, создающее помехи, однако необходимо учитывать, что барьеры являются постоянными атрибутами <...>